Тема ужесточения ответственности за перекрытие проезда машинам оперативных служб вновь всплыла после громкого инцидента на Камчатке, который произошел 10 января. Водитель светлой малолитражки отказался пропустить карету скорой помощи, которая спешила на вызов, в заставленном припаркованными машинами дворе. В течение 10 минут водитель скорой уговаривал освободить дорогу, однако разъехаться удалось только после прибытия вызванного фельдшерами наряда полиции. Когда врачи наконец добрались до пациента, им оставалось только констатировать смерть.
Согласно статье 12.17 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), непредставление преимущества автомобилю со включенными маячками синего цвета и звуковой сиреной в самом крайнем случае приведет к тому, что водителя лишат прав на 1–3 месяца или оштрафуют на 500 рублей. В некоторых случаях нарушитель может отделаться предупреждением. На несоразмерность наказания и возможных последствий указали авторы петиции на сайте Change.org, под которой на данный момент подписалось более 47 тысяч человек. Они требуют привлечь водителя, из-за которого скорая не успела к пациенту, к уголовной ответственности.
То, что случилось на Камчатке, стало широко известной и обсуждаемой новостью, однако ситуации, подобные этой, происходят регулярно. К счастью, итог чаще всего менее печальный. Например, поздно вечером 15 января в социальных сетях появились фотографии, на которых видно, как черный "Лексус" не пропускает пожарный автомобиль в Санкт-Петербурге. Чтобы потушить пожар, огнеборцам пришлось прокладывать шланги на значительное расстояние от грузовика. Очевидцы в комментариях утверждают, что водитель кроссовера равнодушно заявила: "Не мой дом горит, и ладно". Впрочем, некоторые пользователи предполагают, что дама просто не смогла включить нужную передачу и двигаться задним ходом в узком дворе.
Портрет нарушителя
"Такими людьми движет врожденное хамство. Есть те, кто от рождения ставит себя выше других, пренебрегает всем и вся", — рисует психологический портрет водителя, не пропускающего машины со спецсигналами, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов. — Он считает себя выше всех и не думает о том, что кто-то может умирать, кого-то надо срочно везти в роддом. Это крайняя степень эгоцентризма". Виноградов уверен, что такой человек не будет агрессивно себя вести по отношению к автомобилистам, чей транспорт стоит дороже, чем его: "Агрессия направлена только в отношении тех, кто, как он считает, ниже него по статусу. По отношению к тем, кто выше или равен, он будет как шелковый".
Другое мнение у врача скорой помощи с 35-летним стажем Михаила Коневского. Он не видит никаких критериев, по которым можно выделить водителей, которые не пропускают авто оперативных служб: "Так поступают независимо от марки машины, от дохода, от пола водителя. Как взбредет человеку в голову, так он и поступает. А в свете того, что сейчас на медицину льется очень много негатива, люди считают, что с медиками можно вести себя как заблагорассудится".
На таран!
Радикальный вариант решения проблемы водителей, не пропускающих скорую, обсуждает Министерство здравоохранения. Он заключается в том, чтобы разрешить водителям спецавтомобилей повреждать транспорт нарушителей. "Инициативы по ужесточению законодательства в отношении автомобилистов, не пропускающих скорую помощь, обсуждаются в Минздраве РФ, однако от самого ведомства не поступало предложений разрешить скорой таранить блокирующие автомобили", — рассказал 17 января ТАСС официальный представитель Минздрава Олег Салагай.
Ранее подобная инициатива уже выдвигалась членом Общественной палаты Российской Федерации (ОП РФ) Дмитрием Чугуновым: "Мы предложили этот законопроект, потому что автомобили экстренных служб — скорой, спасателей, службы газа — не могут попасть во дворы из-за плотной застройки и ситуации, когда машин покупается больше, чем свободных мест, и все заставляется хуже, чем в "тетрисе".
По мнению Чугунова, водитель кареты скорой помощи, заезжая во двор, пытается прокрасться как по минному полю, потому что он понимает, что за повреждения чужой машины ему придется расплачиваться собственной зарплатой.
По словам автора инициативы, в КоАП уже есть статья 2.7 "Крайняя необходимость", которая позволяет любому человеку повредить чужое имущество, если речь идет о спасении жизни. Однако в настоящий момент суды не встают на сторону экстренных служб, и в случае повреждения чужих автомобилей их ремонт оплачивают из зарплаты водителя скорой или пожарной, уверен Чугунов.
Воспитательная мера
Автор инициативы считает, что ее цель — воспитать россиян. "Нужно прописать в законе и донести до людей, что цена металла всегда ниже цены человеческой жизни. Пока этого понимания нет", — констатирует Чугунов. Он заявляет, что оно может появиться, если через СМИ доносить до людей информацию о праве экстренных служб деформировать автомобиль, если он мешает выполнению обязанностей.
С ним согласен и Виноградов: "Я много езжу за рулем и часто наблюдаю: идет сзади скорая — и подавляющее большинство сдвигается в сторону и пропускает. Один или два водителя остаются. Скорая должна получить все права — бить машины, таранить, чтобы, когда авто такого хама побьют, он платил за ремонт".
Врач Коневский рассказывает, что предпочитает "воспитывать" нарушителей словами: "К счастью, случаи, когда меня не пропускают, бывают очень редко. Я выхожу из машины, подхожу к нарушителю с милой улыбочкой и объясняю ситуацию, что если я сейчас не успею на вызов, и из-за этого умрет ребенок, то тебя точно растерзают его родители. И он отъезжает".
Простой из-за царапины
Врач скорой с длительным стажем считает вредным закон, который разрешит ему и его коллегам таранить другие авто. "Это предложение не ново. И это полная чушь и ерунда. По правилам поврежденную машину скорой помощи нужно отправлять на ремонт, бригада не может работать. Таким образом мы перебьем весь автопарк. И на чем мы будем работать?" — недоумевает Коневский.
Чугунов признает, что, с учетом действующих норм, его предложение может парализовать работу оперативных служб. Но полагает, что эти стандарты стоит изменить. "У нас действуют архаичные нормы, которые остались еще со времен СССР, что, если у автомобиля скорой помощи есть даже небольшие повреждения, он не может выйти на линию. Нужно вносить отдельный законодательный акт, по которому если автомобиль не имеет серьезных повреждений, которые могут быть помехой для осуществления деятельности, то он может ее продолжать". Кроме того, член ОП РФ заявляет, что какие-либо действия для прокладки своего пути машина скорой может предпринимать только в том случае, если в салоне нет пациента.
Не пропустил — садись в автобус!
Председатель ЛДПР Владимир Жириновский на своем сайте предложил существенно увеличить штрафы за это нарушение: "Конфискация автомобиля и штраф 500 тысяч. 500 рублей — это просто насмешка, это просто дикость, что такое 500 рублей, для автохамов это не деньги! И конечно, нужно вводить уголовное наказание за подобные вещи". По мнению Жириновского, водитель, не уступающий дорогу экстренным службам, "является соучастником преступления — он мешает спасению жизни".
Михаил Виноградов считает, что нужно не только увеличивать штрафы, но и лишать таких водителей прав. Того же мнения придерживается и Чугунов. "Я написал от своего имени письмо (председателю Государственной думы Вячеславу. – Прим. ТАСС) Володину с предложением увеличить штраф в 20 раз, с 500 рублей до 10 тысяч, и в случае повторного нарушения — лишение прав на год и больше.
Мировой опыт
На видеохостингах можно увидеть множество примеров того, как дисциплинированно разъезжаются по разные стороны дороги автомобили жителей других стран, как только они услышат звуки сирены. Чаще всего в пример приводят Германию. Однако самые суровые штрафы не в этой европейской стране, а в Сингапуре: там за непропуск машины оперативных служб водителю грозит штраф в 5 тысяч местных долларов (208 500 рублей) и тюремное заключение на шесть месяцев.
В Канаде и Америке автомобилисты должны прижаться вправо и обязательно остановить машину, а на широких дорогах организовать "коридор" между крайней левой и следующей за ней полосой. В той же Канаде, а также в Израиле водители спецмашин вправе таранить гражданский транспорт, если это необходимо.
Размеры штрафов за непропуск спецмашин в разных странах в пересчете на рубли смотрите в графике ниже. Отметим, что, кроме денежного штрафа, в некоторых странах водителя ожидает лишение прав или получение штрафных баллов.