26 февраля 2017, 19:30

В Ленобласти отметили Масленицу с банькой "Бабы-яги" и народным театром

Праздник начался выносом чучела с веником вместо лица, в платочке и фартуке

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 февраля. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Фото в народных костюмах, банька "Бабы-яги" с "молодильными" лопатой и скалкой и снежным "паром", народный театр "Петрушка" и молодецкие игры со срыванием шапок: в деревне Агалатово Всеволожского района реконструировали подлинные масленичные обрядовые песни, забавы и игры, записанные в фольклорных экспедициях, - передает корреспондент ТАСС с места событий.

"Местные власти попросили провести Масленицу на подлинном материале, собранном в экспедициях. Вошедший в программу праздника сюжет представления народного театра "Петрушка" записан в Петербургской губернии, масленичные обрядовые и приуроченные к Масленице песни - позднее в Псковской, Новгородской, Тверской областях",- комментируя программу, рассказала ТАСС Елена Киселева, руководитель Ленинградского областного отделения Российского фольклорного союза.

Чучело - не красавица

Праздник начался выносом чучела с веником вместо лица, в платочке и фартуке. Эксперты, организаторы и участники фольклорных экспедиций не жалуют советскую традицию делать масленичное чучело куклой-красавицей, так как в народной традиции этого не было. Ранее это отмечали ТАСС заместитель генерального директора по науке Государственного республиканского центра русского фольклора Екатерина Дорохова и старший научный сотрудник Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) Елена Якубовская.

Собравшийся народ поначалу наблюдал, но как только организаторы праздника - этномузыкологи, фольклористы из ансамбля "Петербургская губерния" пригласили присоединиться к процессии, влился в праздничный круг. Он затем превратился в хоровод, а масленичные песни сменились играми для малышей. Взоры мальчишек немедленно приковал круг из толстенной веревки. Здесь, сняв свои головные уборы, они соревновались в стягивании шапки с соперника.

Рядом "Баба-яга" "затопила" шуточную баньку: cухие березовые веники и снег вместо пара и самые настоящие деревянная лопата и скалка собрали целую очередь желающих "попариться" и "омолодиться". "Деревянная (хлебная) лопата и скалка - атрибуты хлебопечения и один из символов Масленицы. А она связана в народном сознании с сытной здоровой жизнью, удлинением дня: возрождением Солнца, зерна, началом нового жизненного цикла и молодостью", - пояснила ТАСС атрибутику действа Елена Якубовская. "Баба-яга" на празднике похлопывала желающих лопатой и катала скалку по спинам, приговаривая про омоложение.

В образе Василисы прекрасной

А для женщин приготовили "Терем Василисы прекрасной", где можно было примерить реплики музейных образцов народных костюмов - верхнюю одежду, платки, выполненные в разных старинных техниках и даже свадебный головной убор - жемчужный венец. Такими украшали себя невесты в северных губерниях России. Подобрать наряд, подходящий социальному статусу (незамужней девице к лицу жемчужный венец, замужней женщине - особым образом повязанный платок) помогала хозяйка терема Софья Владыкина - искусствовед, сотрудница Государственного Эрмитажа и создательница мастерской "Славутница", где и созданы реплики подлинных народных костюмов.

В наряде можно было сфотографироваться на фоне окошка с резными наличниками, стопки дымящихся на морозце блинов, старинного самовара и яблок на тарелке.

Многие участники праздника впервые подняли на плечо настоящее коромысло с ведрами. В рамках праздника прошло представление в традиционном народном театре "Петрушка". Спектакль под балалайку, то и дело обращаясь к публике, вел Иван Белоусов, выпускник Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, воссоздавший традицию изготовления псковских гуслей.

К слову, только народные инструменты и пение а-капелла составили музыкальный строй праздника.

О "Петербургской губернии"

Коллектив фольклорного ансамбля "Петербургская губерния" под этим названием дебютировал 19 января нынешнего года, выступив на Водосвятии у стен Петропавловской крепости. Затем он побывал с гастролями на праздновании китайского Нового года, представив Россию на Пекинском Международном весеннем карнавале в Парке Чаоян. А до этого его участники провели четыре фольклорных лагеря по обучению молодежи традиционной народной культуре. Костяк коллектива составили профессиональные этномузыкологи, искусствоведы, фольклористы.