Загрязненный воздух ежегодно становится причиной миллионов смертей по всему миру, отмечают эксперты ВОЗ. Основным источником вредных выбросов в атмосферу в городах сегодня является автотранспорт. Поэтому, несмотря на то что дизель и бензин все еще лидируют на рынке моторного топлива, экологически безопасные источники энергии постепенно отвоевывают на нем свои позиции. И похоже, что в недалеком будущем они могут даже полностью вытеснить традиционное горючее. Четыре мегаполиса — Париж, Мадрид, Афины и Мехико — уже заявили о намерении полностью отказаться от транспорта на дизтопливе к 2025 году и всячески поощрять использование электрических, водородных и гибридных автомобилей. А Германия предлагает с 2030 года вообще не допускать к эксплуатации в Европе новые автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями.
В России в начале марта в Госдуму был внесен законопроект "Об альтернативных видах моторного топлива". Его авторы считают, что эта отрасль сегодня у нас законодательно не урегулирована, хотя "наша страна может стать одним из мировых лидеров по производству и экспорту топливного биоэтанола и биодизеля, получаемых из возобновляемого экологически чистого растительного сырья (зерновых культур, рапса, сахарной свеклы, сои и др.)".
Какие виды топлива могут вскоре прийти или уже пришли на замену традиционному горючему, в чем их преимущества и недостатки, а также перспективы использования в России — в материале ТАСС.
Электричество
Популярной заменой бензину во многих странах сегодня стало электричество. Казалось бы, оно кардинально решает вопрос с вредными выхлопами. Но этот источник энергии обладает и рядом недостатков. Основной проблемой, препятствующей массовому распространению электромобилей, является короткое время путешествия и ограниченность маршрутов из-за недостаточного числа станций подзарядки, а также долгое время цикла зарядки аккумуляторной батареи автомобиля. К минусам электрокаров относят также их высокую начальную стоимость и недешевую эксплуатацию.
Но мировые продажи такого транспорта растут, а интерес потребителей к ним стимулируется как дотационными мерами, так и созданием соответствующей инфраструктуры. В России программу развития зарядной сети реализуют Россети. В 2017 году компания планирует открыть 300 электрозаправок, а к 2018 году — до 1000, причем количество электромобилей, по прогнозам главы Минэнерго Александра Новака, может достигнуть 200 тыс.
Однако есть точка зрения, что электромобиль, являясь хорошей альтернативой для Европы, где и расстояния поменьше, и транспортная логистика получше, не слишком годится для России с ее просторами и холодами. Например, замглавы Минэнерго России Кирилл Молодцов полагает, что для нашей страны больше подходит транспорт на газомоторном топливе. При этом, по его мнению, нужно разработать такую модель автомобиля, в которой баллоны с газом не занимали бы много места в багажнике. "На такой машине я был бы готов ездить. Ту же Lada XRAY, если оборудовать газом, — она будет в три раза дешевле, чем бензиновая версия, и дешевле в эксплуатации, чем электромобиль", — сказал Молодцов.
Газ
Природный газ является еще одним популярным видом альтернативного моторного топлива. Сейчас в мире насчитывается около 23 млн автомобилей, работающих на газе.
В России к 2020 году на газомоторное топливо должны перейти 50% общественного транспорта и техники дорожно-коммунальных служб в городах-миллионниках, 30% — в городах с численностью населения 300 тыс. человек, 10% — если город насчитывает более 100 тыс. жителей.
Сейчас число газомоторных автомобилей в стране составляет около 150 тыс., а к 2020 году может увеличиться более чем в два раза и достигнет 370 тыс. единиц, считает Молодцов. По его словам, к 2020 году увеличится и количество газовых заправок — до 743.
Несмотря на то, что в России сейчас реализуется программа по популяризации компримированного природного газа (КПГ), замминистра видит перспективы и для развития другого вида газомоторного топлива — сжиженного природного газа (СПГ).
"За сжиженный газ выступают автопроизводители, прежде всего КамАЗ и ГАЗ, поэтому перспектива развития двигателей на СПГ будет только увеличиваться", — сказал он.
Биотопливо
Растет в мире и популярность биотоплива, которое производится из растительного или животного сырья, а также органических отходов.
Наиболее распространенными его видами сегодня являются биодизель — перспективный вид топлива, изготавливаемый на основе растительных масел, и биоэтанол. Для производства биоэтанола первого поколения используются годные в пищу растения (сахарный тростник, кукуруза, пшеница), что, кстати, является основным аргументом против расширения его производства в мире. Высказываются предположения, что его повсеместное распространение может представлять угрозу для продовольственной безопасности на планете. Если фермеры сочтут более выгодным для себя выращивание растений для производства биоэтанола, это может вызвать дефицит традиционных сельскохозяйственных культур и стать причиной голода в развивающихся странах. Поэтому не только экономические, но и этические факторы определяют рост спроса на биотопливо второго поколения, для выработки которого не нужно сырье, пригодное к использованию в пищевой промышленности.
К 2030 году мировое производство биотоплива увеличится до 150 млн тонн в нефтяном эквиваленте при ежегодных темпах роста на уровне 7–9%. Его доля достигнет 4–5% общего объема топлива, потребляемого транспортным сектором. Биотопливо из водорослей может заменить более 70 млрд литров ископаемого топлива ежегодно, свидетельствуют данные доклада "Глобальные технологические тренды", подготовленного учеными НИУ "Высшая школа экономики". При этом ученые прогнозируют, что к 2022 году самым распространенным видом биотоплива на планете будет горючее из микроводорослей (37%), а второе место займет этанол из крахмалсодержащего сырья (33%). Стимулировать развитие этого сектора, по мнению авторов доклада, будет экологическая политика развитых стран по минимизации масштабов загрязнения окружающей среды. В то же время его будет сдерживать необходимость масштабных инвестиций для строительства заводов по производству биодизеля.
В России к 2020 году рынок биотоплива может вырасти более чем в полтора раза — до отметки 5 млн тонн в год, однако для его развития нужна инфраструктура.
Водород
Еще одним экологическим источником энергии является водород. Одним из лидеров по внедрению водородных технологий сегодня является Япония. Продажи первого в мире серийного автомобиля с водородным двигателем — седана Mirai производства компании Toyota Motor Corp. — начались в 2014 году. Единственным продуктом работы двигателя Mirai является вода, никакие вредные вещества в атмосферу не выбрасываются.
Правительство страны намерено к 2030 году довести число зарегистрированных в стране экологически чистых автомобилей на топливных батареях, использующих водород в качестве горючего, до 800 тыс. Сейчас власти предпринимают усилия к тому, чтобы к 2025 году снизить цену на водородный автомобиль с нынешних 7 млн иен (более $63 тыс.) до приемлемого уровня порядка 2 млн иен — около $18 тыс. Правительство собирается также способствовать тому, чтобы в четыре раза увеличить количество водородных заправок. За предстоящие десять лет предполагается создать сеть из 320 таких станций — преимущественно в крупных городах.
Местные специалисты прогнозируют, что бум производства машин на водороде начнется с 2020 года, когда в Токио пройдут летние Олимпийские игры. Власти ожидают, что именно с этого времени водород начнут использовать не только в автомобилестроении, но и в энергетике.
Расширяют использование водорода как альтернативного топлива и в Европе. Например, французская компания Alstom осенью представила поезд с водородным топливным элементом. Планируется, что в конце нынешнего года такие составы начнут курсировать в пригородном сообщении Германии.
От российского же потребителя водородный транспорт пока далек.
Программы по замене традиционных видов моторного топлива альтернативными во всем мире проходят при поддержке государства. Авторы направленного в Госдуму документа считают, что это важно делать и в России. Принятие законопроекта, по их мнению, будет способствовать развитию экономики, сельскохозяйственного производства и наращиванию экспортного потенциала страны. Перевод транспорта на альтернативные виды моторного топлива позволит снизить стоимость грузовых и пассажирских перевозок и улучшить экологическую обстановку в городах, считают они.