В современной жизни долгосрочный экономический успех невозможен без развития человеческого капитала. В последние десятилетия как развитые, так и развивающиеся страны постоянно увеличивают государственные расходы на высшее образование. Частные вложения в эту сферу также постоянно растут. Так, за последние двадцать лет в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) общий объем расходов (в процентах от ВВП) вырос более чем на 23%. Для России эта динамика еще более впечатляющая — с 2005 по 2010 год траты на высшее образование (в процентах от ВВП) удвоились. Тем не менее этот показатель, значение которого в 2013 году составляло 1,2%, все еще сильно отстает от стран-лидеров, например Южной Кореи (2%), Великобритании (1,8%) и Нидерландов (1,7%).
Сегодня российские университеты начинают позиционировать себя в качестве двигателей регионального развития, отмечают эксперты Института образования ВШЭ. Аналитики определили, в каких регионах вклад высшего образования в экономику, развитие человеческого капитала и инноваций максимальный. Соответствующее исследование имеется в распоряжении ТАСС.
Экономика
Для оценки вклада региональной системы высшего образования в экономическое развитие области учитывались следующие показатели:
- доходы вуза в расчете на одного студента,
- число платных студентов,
- доля студентов-целевиков,
- средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава (ППС) к средней зарплате по региону и др.
"В этих регионах относительно высоки показатели доходов вуза, что обусловлено наличием здесь крупных ведущих университетов. Эти регионы являются привлекательными для студентов из других регионов России, что также увеличивает вливания в экономику этих субъектов РФ", — говорится в исследовании.
Человеческий капитал
Вклад в развитие человеческого капитала оценивался по двум критериям:
- оценка превышения заработных плат работников с дипломом вуза над заработными платами работников, окончивших только школу,
- доля трудоустроенных выпускников в регионе, где расположены университеты.
Причины такого положения кроются в особенностях системы образования этих территорий, считают эксперты. "Во-первых, масштаб системы высшего образования в этих регионах небольшой — зачастую он включает один вуз и несколько филиалов. Кроме того, для этих областей характерна широкая сеть организаций среднего профессионального образования, чей охват превышает средние значения по РФ", — отмечают авторы. Сравнительно низкая возможность получения высшего образования в этих субъектах повышает его ценность.
Инновационное развитие
Для оценки этого блока аналитики использовали следующие показатели:
- объем НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), которые включают производство новых технологий и коммерциализацию разработок (лицензии и патенты),
- количество цитирований публикаций, изданных за последние пять лет в базах данных РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), в Scopus (международная система цитирования) и др.
"В этих субъектах расположены крупные национальные исследовательские университеты, составляющие значительную часть региональной инновационной инфраструктуры, что можно считать одним из основных факторов высоких позиций этих регионов по рассматриваемому блоку", — отмечается в исследовании.
Драйверы регионального развития
Девять региональных систем высшего образования, у которых по всем трем направлениям показатели выше среднего, названы в работе "драйверами регионального развития". Ими стали как признанные образовательные центры — Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, Красноярский край, так и регионы с незначительными масштабами и ограниченным потенциалом сектора высшего образования — Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Республика Саха (Якутия).
В работе над исследованием Института образования ВШЭ использовались данные Мониторинга эффективности вузов, Мониторинга трудоустройства выпускников, федеральной информационной системы "Прием", Росстата.
Кристина Сулима