Девочки должны соответствовать "стандартам" успеха, считает общество, и предъявляет к ним повышенные, а зачастую трудновыполнимые требования. К такому выводу пришла автор исследования, социолог, старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Ольга Исупова.
В основу ее работы "Взросление девочки в атмосфере "интенсивного материнства": ученицы "лучших" школ больших городов" легли ответы родителей школьниц. Было опрошено около 60 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Соликамска. Автор исследования также использовала ответы 10 выпускниц престижных московских школ (студентки, возраст 20 лет).
"Девочки из хорошей семьи, по мнению общества, должны соответствовать архетипу российской "Леди Совершенство" — сказочной Василисы Премудрой, то есть быть всесторонне успешными. От них ожидают образованности, красоты, хороших манер, удачной карьеры и незаурядной силы духа", — отмечает Исупова.
Между трех огней
Школьницам приходится выдерживать давление с разных сторон. "Общество, школа и семья навязывают им свои стандарты успеха, включают их в жесткую гонку за достижениями", — говорится в исследовании Исуповой.
Матери выстраивают для дочерей свой "путь к успеху", при этом дорога "к звездам" лежит через "тернии": упреки и наказания. Девочек критикуют за оценки, внешний вид, времяпрепровождение и прочее. Кроме того, матери принимают за них решения, поскольку считают, что "потом для многих "тропинок успеха" будет поздно", отмечает социолог. "Было давление в выборе профессии, жизненном пути, профиле деятельности", — рассказывает одна из участниц опроса. "У родителей давно уже есть планы о том, где я буду жить, за кого выйду, какой будет свадьба", — добавляет другая.
Фобия отсутствия успеха у дочерей порой оказывается сильнее сочувствия. "Мало кто верит в счастье без успешного встраивания в общество", — поясняет Исупова. В то же время надо учесть, что многие материнские решения "обусловлены собственным жизненным опытом и могут быть никак не связаны с возможностями в реальной жизни", подчеркивает социолог.
Путь в "правильное" общество лежит через хорошую школу, например гимназию или лицей. Но школы, по мнению эксперта, одержимы высокими местами в рейтингах, значит, ученицы должны активно участвовать в олимпиадах и творческих конкурсах. "Жизненно важно быть успешным хоть в чем-то (спорт, музыка и т. д.), принося школе тем самым дополнительные баллы. Пятерки каждый день — "рутинные" учебные достижения — тоже никто не отменял", — добавляет социолог.
Иногда от школьниц требуется столько, что выполнить все без ущерба для здоровья невозможно. Однако школа ожидает, что семья поддержит гонку за успехом. И если девочка попробует притормозить, родители могут получить нагоняй от учителя. В итоге матери, и так обеспокоенные, с подачи школы могут усиливать давление на ребенка.
Помимо этого, у девочек нередко существует страх социальной исключенности, отверженности. Хорошая учеба снижает этот риск. И наоборот, плохо успевающие дети в престижной школе живут "в атмосфере неприятия", отмечает Исупова.
Общество в целом муссирует темы гламурной красоты, профессиональных достижений, успехов в личной жизни. Предполагается, что "ни один из этих элементов нельзя отбросить". Или, вернее, "можно, если не боишься быть "другой", поясняет социолог.
Невроз перфекционизма
В массовом сознании за девочками и мальчиками закреплены гендерные особенности. Традиционно считается, что с девочками родителям проще, чем с мальчиками, поскольку они более послушны, для них важно одобрение окружающих, а значит, ради этого они будут больше стараться. Девочки чаще хорошо учатся и более трудолюбивы.
Однако на фоне такого послушания и примерного поведения им отводится гораздо меньше пространства свободы, чем мальчикам, отмечает эксперт. "С популярным сетевым мемом в социальных сетях "Ты же мать!" (#тыжемать!) соседствует мем "Это же девочка!" (#этожедевочка!). Эти устойчивые формулы отражают пристрастное отношение общества к женщинам разных возрастов", — считает Исупова.
В быту, по ее словам, подобное отношение выливается в упреки и советы со стороны старших родственников, мужей, бабушек во дворе, сетевых друзей. На работе и в школе женщин тоже часто оценивают. Всегда найдутся те, кто расскажет, почему та или иная женщина недостаточно соответствует роли матери, работницы, красавицы.
Чужая гонка
В итоге успех, в достижение которого вкладывается столько физических и моральных сил, часто оказывается абстрактным. Получается, что девочкам часто приходится "прилагать сверхусилия в условиях непонятных задач". Они вовлечены в гонку за достижениями, хотя это может быть не их выбор и не их ценности.
Выход из этой ситуации — сопротивление навязчивым установкам. Но "стратегии сопротивления пока неясны", заключает Исупова.
Кристина Сулима