Здесь был Курбат: экспедиция "Байкал – Аляска" отметила место открытия озера казаками
Байкал стал местом старта историко-географической экспедиции "Байкал – Аляска", призванной рассказать миру о старинном пути из Сибири в Америку длиною более 10 тыс км.
Корреспондент агентства вместе с группой поддержки экспедиции прошел на тримаране "Искатель" под парусами ТАСС до одного из самых таинственных мест Байкала, где с сакральным знанием смешалась история.
На рассвете Байкал спокоен: никаких свидетельств недавней бури. Еще накануне порывы ветра достигали здесь 50 м/с. О них напоминает разве что разбросанная по склону кровля одного из домов, примостившихся на высоком берегу.
– Это Сарма, - заметив наши вопросительные взгляды, показывает на "обезглавленный" домишко руководитель экспедиции Анатолий Казакевич. – Из-за нее в этой местности принято по-старинке привязывать крыши к земле. Видимо, владелец этого дома предпочел этой традиции новые строительные технологии, а Сарма подняла их на смех.
– Ну а что? Шаманка же. К тому же хозяйка этих мест. Кого хочешь может на смех поднять! – подтверждает технический директор проекта Роман Неудачин.
Местные жители до сих пор хранят память о том, как в начале ХХ века Сарма подняла и разбила о скалы баржу с рыбами, чьи тела находили потом примороженными к скалам на восьмиметровой высоте. В чем провинились перед ней несчастные, уже никто и не помнит. Но, говорят, это была месть шаманки Сармы, похороненной в ущелье
Объездив Байкал вдоль и поперек в качестве гида, Роман готов поспорить, что на Байкале нет ни одного местного жителя, кто не побаивался бы эту своевольную даму. Сарма – не просто один из байкальских легендарных ветров: по местным поверьям, это личность, дух, поселившийся у Байкала – который, кстати, сам в шаманском мировоззрении предстает самым могущественным и грозным обитателем этих мест.
Выстраивать отношения с "хозяевами земли" принято еще на подъезде к Байкалу – "бурханить", то есть проводить шаманский обряд камлания, километров за 150 до озера начинают, независимо от вероисповедания, практически все. Благо, обряд не сложен: духам нужно предложить немного денег и водки - по несколько капель с рюмки, остальное достается "бурханящему". Оборотная сторона этой шаманской "дипломатии" хорошо известна местным гаишникам, но их на Байкале боятся меньше, чем недовольства духов.
– Местные жители до сих пор хранят память о том, как в начале ХХ века Сарма подняла и разбила о скалы баржу с рыбами, чьи тела находили потом примороженными к скалам на восьмиметровой высоте. В чем провинились перед ней несчастные, уже никто и не помнит. Но, говорят, это была месть шаманки Сармы, похороненной в ущелье. Ее дух остался здесь витать, – рассказывает Неудачин, продолжая с инструментом в руках обустраивать судно и периодически вглядываться в небо.
Впрочем, добавляет он, есть Сарме и научное объяснение. Сарминское ущелье длиною несколько километров разрезает поперек Байкальский хребет. Когда к нему подходят холодные арктические массы, из-за разницы в атмосферном давлении их начинает затягивать в эту природную аэродинамическую трубу. В ней потоки воздуха разгоняются до скорости урагана и внезапно вырываются из ущелья на просторы Байкала.
Спрогнозировать Сарму практически невозможно, но опытные байкальские мореходы ее предчувствуют и угадывают по приметам. Неудачин еще раз вглядывается в чистое небо над ущельем: не покажется ли в центре маленькое облачко – "дух шаманки", точный предвестник надвигающейся бури. Но на этот раз обходится без мистических знаков, и команда начинает готовить паруса, чтобы выдвинуться по проливу Малое море между островом Ольхон и "большой землей": туда где витает дух шаманки, встретивший в этих местах почти 400 лет назад первых русских землепроходцев.
Большой стаксель для малых ветров
Механик судна Сергей Боярких объясняет команде, как закреплять на мачте генуэзский стаксель – классический треугольный парус. Белоснежный, с синим логотипом ТАСС, он удивительно рифмуется с облаками на ярком байкальском небе.
Сергей – из команды новосибирского путешественника и инженера-конструктора Анатолий Кулика, споектировавшего и построившего катамаран “Искатель”. На подобном надувном судне из суперпрочной ткани Кулик не раз совершал морские переходы, но эта модель – особенная, здесь он применил несколько своих ноу-хау, которые помогут экспедиции двигаться по Байкалу, затем по Лене и рекам Дальнего Востока и, наконец, пересечь Тихий океан.
После спуска “Искателя” на воду в Иркутске Кулик оставил своего механика пройтись несколько дней по Байкалу, посмотреть судно в деле, проверить все его системы. Механик остался доволен: при нем судно успело пройти крещение байкальским штормом. Но идти под парусами за это время пока не приходилось.
– Это большой стаксель для слабых ветров – таких, какие дуют с одной стороны постоянно. В море, со стабильными ветрами, очень полезный парус. Но на Байкале, где в непогоду ветра могут меняться каждые 5 мин… Вот сейчас, поставим ваш "фирменный" тассовский парус, выйдем на середину Байкала, и как рванем до самой Аляски! - подмигивает механик.
Экипаж "Искателя" одобрительно улыбается: все знают, что в Северобайкальске, где окончится первый этап экспедиции, судно предстоит разобрать, сделать переброску через горный перевал, чтобы попасть на Лену, а затем повторить сборку-разборку еще раз уже на Дальнем Востоке, перед Охотским морем. Что ж, 200 лет назад сибирским купцам, добиравшимся до Аляски за ценной пушниной, приходилось еще сложнее: по дальневосточному бездорожью караваны с "мягким золотом" они тащили буквально волоком!
Курс на историческую справедливость
Прочувствовать километры до Америки, что называется, на своей шкуре, Казакевич вместе с единомышленниками решил несколько лет назад, когда узнал, что 18-19 веке за океан ходили такие же, как он, предприниматели из Иркутска – только не было у них самолетов, моторных судов, спутниковой связи. Но было что-то другое, что позволяло вдруг отправиться за тысячи километров и освоить новые земли – "какая-то внутренняя сила, к которой не подключишься ни через какой гаджет".
Пролив Малое море Казакевич знает не понаслышке. Но борту "Искателя" он изучает карту Байкала. Его интересует первая карта этой местности – та самая, которую составил в XVII веке первооткрыватель озера Курбат Иванов: "Чертеж Байкала и в Байкал падучим рекам". "Имя этого первопроходца оказалось незаслуженно забытым. В Иркутске хорошо знают основателя Иркутского острога Якова Похабова, в Якутске и Чите – воеводу Семена Бекетова. Но почему о Курбате Иванове слышали лишь единицы?" - задается вопросом Казакевич, решивший вместе с командой восстановить историческую справедливость.
Капитан "Искателя" внимательно рассматривает копию старинного чертежа И графические рисунки, изображающие исторический момент – "государев человек Курбатко Иванов" во главе Верхоленского отряда казаков впервые подходит к берегу Байкала, с утеса он рассматривает необъятные просторы Ламы-озера, как называли Байкал тунгусы. Табличку с указанием даты – июль 1643 года – и имени первооткрывателя решают установить в похожем на иллюстрацию месте. Но в устье реки Сарма нет возвышенностей, и "Искатель" направляется к ближайшему от него скальнику.
– Это место доступно для туристов со стороны суши, а значит наша цель будет достигнута: о подвиге Курбата Иванова узнают многие люди, считающие Байкал жемчужиной, достоянием Сибири и России, но не слышавшие о том человеке, чьими трудами это достояние было приобретено, – говорит Казакевич.
Заручаясь историей
Совсем недавно, Казакевич, будучи директором иркутского туроператора, понял, что это знание имеет сегодня практическую ценность. В последние годы на Байкале наблюдается туристический бум из Китая: в прошлом году западное побережье озера (со стороны Иркутской области) посетили 46 тыс гостей из Поднебесной, в этом году ожидает рост потока, как минимум, на треть.
"Особенность этих туристов в том, что их сопровождение на отдыхе полностью ведут соотечественники: китайские лоукостеры запустили в Иркутск несколько рейсов, по приезду в город их встречают китайские туроператоры, размещают в "своих" гостиницах, экскурсии проводят также "свои" гиды. Для тех, кто владеет китайским, не секрет, что Байкал гиды из Китая также сделали "своим", рассказывая восторженным землякам, что все эти красоты расположены на исконно китайской земле. Как мы можем оспорить этот факт, если даже сами не знаем историю приобретения Байкала Россией?", - рассуждает Казакевич.
По свидетельству историков, дойдя до верховья Лены, отряд Иванова в составе 74 человек преодолел горный хребет как раз по руслу реки Сарма. Исторические хроники сохранили даже имя проводника-тунгуса Можеуля, решившего помочь пришлым людям выйти к тому Ламе-озеру, о котором они были наслышаны от уже обложенных ясаком "тунгуских и братцких князцей".
Здесь же, в районе Сарминского ущелья, они строят первый на Байкале русский флот, чтоб перебраться на восточный берег озера. Однако планы первопроходцев порушила все та же Сарма: застигнутые врасплох внезапной бурей, они пристали к острову Ольхон. Вряд ли православные казаки по совету тунгусов согласились тогда "побурханить" на погоду, чтобы уважить Сарму. Однако больше пересечь Ламу-озеро отряд не пытался. Их корабли пошли на север озера - также, как предстоит после установки таблички, пойти "Искателю".
Окончательно русские обоснуются в Предбайкалье несколько позже: через 18 лет, в 1661 году будет заложен острог на Ангаре. А спустя еще сотню лет движимые стремлением к новым открытиям иркутские купцы начнут пробивать дорогу к Тихому океану, строить суда в Охотском море, чтоб перебраться к берегам Северной Америки. О том, как сегодня выглядит исторический маршрут до Аляски, благодаря которому Россия приобрела Дальний Восток и заокеанскую колонию, в ближайшие три месяца обещает рассказать экипаж "Искателя".
Екатерина Слабковская