Когда-то Иркутск, город на Ангаре, был не только "восточной столицей" России, но и центром баснословно высокого торгового трафика. Еще здесь зародился Тихоокеанский флот и вся современная транспортная инфраструктура Дальнего Востока. Корреспондент ТАСС — о том, чем торговали иркутские купцы 200 лет назад и почему ничто не могло остановить покорителей суровой Аляски.
Могила неизвестного колониста
Село Еланка, Хангаласский улус Якутии. Сейчас это богом забытое место. А 150–200 лет назад здесь, на левом берегу реки Лены, формировался "геополитический" расклад в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Еланке располагалась одна из почтовых станций Якутского тракта, о существовании которой со слов предков еще помнят местные старожилы.
Из Иркутска мимо Еланки судами и обозами направлялись купцы и служилый люд в сторону пролива между Северным Ледовитым и Тихим океанами, только недавно открытого русским офицером Витусом Берингом.
— Мы проводили разведочный этап экспедиции "Байкал — Аляска", когда летом прошлого года нашли в Еланке поросшую мхом каменную плиту с размытыми надписями. Смотритель местного музея Любомир Тимофеевич Соколов подсказал, что это надгробие могилы одного из первопроходцев в Америку, — рассказывает руководитель экспедиции "Байкал — Аляска", директор туроператора "Байкалов" Анатолий Казакевич.
Имя колониста уже утрачено, как и имена сотен покидавших Иркутск для создания первых поселений на Аляске и в Калифорнии.
Сколько "наших" уезжали из Иркутска этим суперэкстремальным вояжем, сказать сложно. По разным данным, на момент продажи Аляски американцам на континенте проживали от одной до полутора тысяч подданных Российской империи. Большинству русских "американцев" выдавали российские паспорта сроком на семь лет, а потом они возвращались на родину. Но многие женились на туземках и пускали корни.
Вперед, в неизвестность!
По свидетельству историков, ходить в Новый Свет иркутские аргонавты начали еще в 1730-е годы. От Иркутска до Качуга (верховья реки Лена, 250 км от Иркутска) команды отправлялись обозами, потом плыли по Лене до Якутска и на конях или оленях направлялись к Охотску, где находились верфи, откуда отходили суда. Со временем дорога была перенесена в Аян. Именно тут зарождались российский Тихоокеанский флот и остальная транспортная инфраструктура Дальнего Востока, и это, как считают историки, заслуга иркутских купцов. Американские экспедиции сулили и приносили баснословные прибыли, но и с риском они были связаны огромным. Впрочем, остановить сибирских авантюристов никакие опасности не могли.
Отправиться на Аляску было то же самое, что полететь в космос — в полнейшую неизвестность. Фактически это были "космонавты" своего времени, которыми восхищались современники. К ним относились как к героям
— Заслуги первых колонистов Аляски, как и героизм этих людей, переоценить сложно, — считает историк-американист, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Петров. — Суровый климат тех мест иногда просто не оставлял шанса на выживание. Порывы ветра в Беринговом проливе буквально сметали людей с палубы в море, а якоря кораблей при попытке закрепиться разрывало на части. Это была Terra incognita, фантастически далекая земля, даже по сравнению с Сибирью. Отправиться туда было то же самое, что полететь в космос — в полнейшую неизвестность. Фактически это были "космонавты" своего времени, которыми восхищались современники. К ним относились как к героям, — заверяет ученый.
Вдохновленный подвигами сибирских купцов, Казакевич считает этот маршрут по-прежнему экстремальным, хотя и не таким опасным, как 200 лет назад, когда о приближающемся шторме нельзя было узнать по данным космического мониторинга погоды. В 2016 году участники экспедиции "Байкал — Аляска" провели разведку трех частей маршрута, а в мае этого года планируют саму экспедицию. Выходить в море будут на парусном надувном тримаране "Искатель", который может развить скорость до 35 км/ч, а в случае непогоды его в любом месте можно вытащить на берег. Морские переходы спланированы таким образом, чтобы не оставаться в открытом море больше суток.
Пройти исторический маршрут целиком экипажу "Байкал — Аляски" предстоит впервые за 150 лет.
За это время Иркутск успел утратить свой административный статус. В XVIII–XIX веках из этого города управляли более чем половиной страны — от Енисея до Аляски, и даже в какой-то период территориями в Калифорнии и Гавайскими островами
— За это время Иркутск успел утратить свой административный статус. В XVIII–XIX веках из этого города управляли более чем половиной страны — от Енисея до Аляски, и даже в какой-то период территориями в Калифорнии и Гавайскими островами. Нам хочется напомнить всем это славное прошлое. Возможно, кого-то из сибиряков оно вдохновит на новые красивые и сильные проекты, — рассчитывает Казакевич.
Участники современной экспедиции, ступив на землю Аляски, удивятся прежде всего сохранившемуся спустя 200 лет "экспорту" русской культуры, полагает Александр Петров.
— Местные жители искренне верят, что такие слова, как "чаек", "платок" и "бабушка", — это их местный диалект. Фактически на этой территории "законсервировались" элементы русского языка середины XIX века, — отмечает Петров.
Русский след остался на Аляске в топонимах и географических терминах: на современной карте 49-го штата США живые слова русского языка. И, конечно же, в православных храмах. Восточное христианство здесь по сей день остается доминирующей духовной традицией.
Иркутск американский
Спустя столетия город на Ангаре хранит не только имперский дух, но и связь с Русской Америкой, считает профессор Иркутского госуниверситета Вадим Шахеров.
Местные жители искренне верят, что такие слова, как "чаек", "платок" и "бабушка", — это их местный диалект. Фактически на этой территории "законсервировались" элементы русского языка середины XIX века
— Способность иркутских предпринимателей, что называется, "махнуть" на новый континент и вести дела за много сотен верст так плотно, что эти земли вошли в состав империи, безусловно, отложилась в сознании людей той эпохи. Промысловые поездки за океан были явлением достаточно массовым. Во многих иркутских домах в обиходе появлялись одежда или орудия труда американских туземцев. На улицах Иркутска можно было встретить алеутов или креолов — детей от смешанных браков. Их привозили купцы вместе со своими караванами, дети проходили обучение различным ремеслам и искусствам, например игре на музыкальных инструментах, и затем возвращались на родину, — рассказывает ученый.
Архитектура Иркутска хранит несколько свидетельств той эпохи. Прежде всего это церкви, на строительство которых щедро жертвовало богатевшее иркутское купечество. Восстановленный после советских разрушений Михайло-Архангельский Харлампиевский храм был построен в XVIII веке на средства купца Емельяна Югова, вырученные им за счет удачных промысловых поездок в Русскую Америку.
Величественное здание с видом на Ангару украсили картушами, заимствованными с мореходных карт, — декоративными элементами в виде свитка с закрученными краями. Так у Иркутска, расположенного в центре континента, появился "морской храм", как называли его до революции и где благословляли на путешествия покорителей водной стихии. Неслучайно именно этот храм избрал впоследствии для венчания адмирал Колчак.
Наконец, в Иркутске сохранилось здание штаб-квартиры Российско-Американской компании, представлявшей интересы России в Новом Свете. В старинном двухэтажном здании по адресу Сурикова, 24 сейчас живут люди.
— Вопрос об открытии в здании музея Русской Америки поднимался неоднократно. Разработка такого проекта была несколько лет назад поручена Иркутскому областному краеведческому музею, но с частой сменой властей в регионе пока проект так и остается на бумаге, — говорит ученый.
"Газпром" имперского периода
Российско-Американская компания (РАК) — детище купцов Григория Шелихова и Ивана Голикова — стала первым в истории России примером государственно-частного партнерства, а также первой монопольной компанией, отмечает Петров.
— Впервые члены царской фамилии лично вошли в число акционеров какого-либо предприятия. Это был серьезный шаг для репутации компании. Котировки ее акций на Петербургской бирже оставались самыми высокими вплоть до конца 1850-х годов. Предприятие приносило сверхприбыли и по своему влиянию было вполне сопоставимо с современным "Газпромом", — свидетельствует историк.
Сверхприбыли РАК приносило не голубое топливо и не черное золото, а "золото" мягкое. Стоимость одной шкурки морского бобра, добываемого у берегов Аляски, доходила на китайском рынке до 300 рублей. Для сравнения: готовый деревянный сруб в Иркутске стоил в то время не больше 25 рублей. Добытый мех купцы везли на рынок в Поднебесную, где на вырученные деньги покупали чай и получали дополнительные барыши от его продажи.
Впервые члены царской фамилии лично вошли в число акционеров какого-либо предприятия. Это был серьезный шаг для репутации компании. Котировки ее акций на Петербургской бирже оставались самыми высокими вплоть до конца 1850-х годов. Предприятие приносило сверхприбыли и по своему влиянию было вполне сопоставимо с современным "Газпромом"
Сумма, за которую правительство Александра II 150 лет назад (в марте 1867 года) продало американцам приносившие баснословную прибыль земли, немного превышала годовой оборот компании и составляла около 11,3 млн рублей золотом.
— Меня часто спрашивают студенты: можем ли мы вернуться на Аляску? И я отвечаю: да, — тут профессор выдерживает паузу. — Но в культурном смысле. На Аляске нужно сохранять и поддерживать те традиции, которые еще бережет старшее поколение жителей и которые начинают размываться в эпоху глобализации.
У пути в Русскую Америку есть будущее, согласен Казакевич.
— Туристическое будущее, — уточняет он. — По итогам экспедиции "Байкал — Аляска" ее организаторы составят интерактивный путеводитель, в котором будут отражены артефакты истории, подобные надгробью в Еланке, объекты природы и даже имена наших интересных современников, проживающих близ маршрута. Незаменимое руководство для тех, кто желает повторить опыт американских колонистов.
Екатерина Слабковская