26 января 2018, 09:30

Как Венецианскому карнавалу удается тысячу лет оставаться на пике моды

REUTERS/ Stefano Rellandini
27 января в Венеции начинается знаменитый карнавал. ТАСС поговорил с историками моды и узнал, почему этот праздник уже тысячу лет остается одним из самых красивых и ярких в мире

Традиции Римской империи

Своими истоками Венецианский карнавал уходит в древнеримскую традицию отмечать Сатурналии — праздник во имя бога времени Сатурна в конце декабря, приуроченный к зимнему солнцестоянию. На несколько дней пиршества патриции освобождали своих рабов и приглашали их за богатый стол. Тогда же стало принято наряжаться на праздник и носить маски, чтобы скрыть свой социальный статус. 

Однако несмотря на то, что идея социального равенства сохранилась и в XI веке, уже в христианской Венеции праздник обрел другой смысл. Сроки карнавала сдвинулись на февраль, и дни веселья стали последними перед Великим постом — по сути, это европейская Масленица, или "мясопустная неделя". Даже само слово "карнавал" — carne vale — в переводе с латыни означает "прощание с плотью". А с современного итальянского carne переводится как "мясо".

Эта версия традиционная, церковная. Есть и другая — согласно ей, слово "карнавал" произошло от латинского carrus navelis, что означало "потешная колесница". Дело в том, что карнавал совпадал с праздником Festa delle Marie в честь венецианок, спасенных из плена истрийских пиратов. 12 самых красивых девушек города шествовали с веселой процессией по Венеции к площади Сан-Марко. Это шествие начинает Венецианский карнавал и сегодня.

Праздник масок 

Карнавальная маска в Венеции — столь же популярный сувенир, что и матрешка в России. В Средневековье маски традиционно делали из папье-маше, но чаще всего не украшали, как сегодня, ведь главное их назначение — скрывать лицо человека.  

"Венеция в те времена была южными торговыми воротами Европы, — рассказывает научный сотрудник Музейно-выставочного центра "Музей моды" Михаил Комраков. — В городе всегда было много заезжих людей, людей разных сословий, которые хотели остаться неузнанными. И многие носили маски не только в дни карнавала, а по несколько месяцев, с октября по февраль; запрет на ношение маски вводился только на время Великого поста. Так что этот артибут костюма изначально играл во время карнавала, когда надо было смешаться с толпой, быть на равных со всеми, главную роль". 

Во время карнавала его участники могли догадываться, что за личность скрывается за маской — богатый вельможа, торговец или моряк, — но любопытствовать считалось дурным тоном. 

В 1346–1348 годах, во время эпидемии черной чумы в Европе, в Венеции становится популярна маска Чумного Доктора, или Дотторе Песте: от обычной овальной она отличалась наличием большого птичьего клюва, под которым врачи прятали пропитанные благовониями, маслами и уксусом тампоны. Считалось, что это может уберечь от смертельной болезни. Также врачи носили перчатки, длинный черный плащ и трость. Несмотря на то что чума унесла жизни более 60% населения города на воде, карнавалы здесь проводились даже в годы разгула эпидемии, а костюм Чумного Доктора часто можно увидеть на карнавале и сегодня. 

Другая известная маска, появившаяся в XVII веке, — Баута, несмотря на свой жутковатый вид (нахмуренные брови, острый нос и выпирающий подбородок), пользовалась популярностью у мужчин и женщин всех сословий. В этой маске можно было есть и пить не поднимая ее, а особая форма позволяла менять голос, что давало возможность не быть узнанным. 

Женская овальная маска Моретта, сделанная из черного бархата, была изобретена во Франции и часто носилась венецианками во время посещения монастырей. Она считалась наиболее изысканной и красивой женской маской, так как закрывала только центральную часть лица, оттеняя белизну кожи, и не имела прорези для рта. На уровне губ с обратной стороны маски крепился деревянный штырек, который женщина зажимала зубами и таким образом удерживала маску. Именно за это Моретту называли еще Srevette Мutta ("немая служанка"), а также "отрадой мужей". Известно, что Моретта восхищала Казанову, считавшего женскую молчаливость крайне соблазнительной. Сегодня Моретты встречаются редко, так как их делают только на заказ. 

Плащ — главный карнавальный наряд

В отличие от масок, которые мог себе позволить любой горожанин, нарядные платья на карнавалах носила только знать — остальным это было не по карману. 

"В Средние века позволить себе сшить отдельный карнавальный костюм могли только очень богатые и знатные люди, — рассказывает Михаил Комраков, — ведь шелк и бархат стоили наравне с ювелирными украшениями". 

Бархат — изначально шелковая, а затем и хлопчатобумажная или шерстяная ткань с коротко остриженным ворсом была завезена в Италию из Индии, но затем венецианцы освоили и собственные техники производства этой ткани — сначала зеленого цвета, потом — голубого и синего. В 1247 году венецианские ткачи бархата учредили собственную гильдию, а в XV веке подарили миру особый сорт рытого бархата, украшенного вытисненным на пурпурной ткани золотым рисунком. С тех пор красный бархат с золотой вышивкой стал символом роскоши, могущества и власти. Одежду из этой ткани носили только дожи, высшее духовенство, представители аристократии.

Несмотря на то что Венеция из-за своего выгодного положения на морском пути всегда была одним из богатейших городов средневековой Европы, большинство ее жителей не разделяли одежду на праздничную и повседневную — она была одна на любой случай. Поэтому на время карнавала меняли не платье, а аксессуары. 

"Главной деталью средневекового карнавального костюма был плащ, — рассказывает коллекционер, искусствовед и историк моды Александр Васильев. — Плащ домино — длинный, в пол, с капюшоном — позволял скрыть не только лицо, но и фигуру, вес, возраст, пол человека. Кстати, нередко мужчины переодевались в женщин. Такой костюм позволял разговаривать с высшим по положению человеком, в нем можно было отправиться на свидание или завязать знакомство с понравившейся девушкой". 

Костюмы в стиле комедии дель арте 

В XVI веке в Италии появляется новый жанр площадного театра — дель арте, основанный на импровизации актеров, облаченных в различные маски. Каждая маска передавала свой характер. Вскоре эти персонажи появляются и на венецианских карнавалах. Самые популярные — это скупой старик Панталоне, слуга Арлекин, служанка Коломбина. Пышное платье Коломбины, сшитое из разноцветных заплаток, за почти пять веков стало классикой венецианского карнавального костюма. 

Однако пока мода и стиль карнавала менялись под влиянием искусства, Венеция переживала нелегкие времена. В 1498 году португальский мореплаватель Васко да Гама обогнул Африку и нашел новый, свободный от недружелюбных мусульман путь в Индию — по воде. Это открытие нарушило монополию могущественной Венеции на торговлю с Востоком. Теперь Португалия закупала специи и другие диковинные товары, которые предлагала Венеция, напрямую в Индии, без арабских посредников, так что цена их в Лиссабоне была в разы ниже, чем в Светлейшей. Купцы из Германии, Франции, Голландии, Испании тут же переехали в столицу Португалии, а в Венеции начался закат славной эпохи ее могущества. 

Австрийская опала 

В XVIII веке Венеция в результате заключения Кампо-Формийского мира между наполеоновской Францией и Австрией отошла к последней. Именно тогда карнавал стал восприниматься завоевателями как проявление итальянской самоидентичности, попал в немилость у австрийского императора и был запрещен. Попытки возродить праздник в XIX веке не увенчались успехом. Лишь в 1979 году итальянское правительство признало карнавал средством популяризации итальянской культуры и традиций и объявило о его возрождении. Тогда и сформировался принятый сегодня праздничный "дресс-код": карнавальная мода XX века взяла все самое лучшее и яркое из предыдущих столетий. Эталоном стала мода XVIII века, эпохи Людовика XV — с бархатными расшитыми камзолами, пышными юбками, кружевными манжетами и тонкой талией. 

Венецианский карнавал и Россия

В Венеции Петр I никогда не был, хотя этот город и был в его маршруте во время Великого посольства в 1698 году. Не добравшись до знаменитой Светлейшей Республики, русский царь отправил туда своего подданного — стольника Петра Толстого, который привез на родину подробный отчет об увиденном, в том числе и о карнавале:  

"И так всегда в Венеции увеселяются, не хотят быть без увеселения, в которых в своих веселостях грешат много, и когда сойдутся в машкарах много к соборному кастелу святаго Марка, тогда многие девицы берут за руки иноземцев и гуляют с ними и забавляются без стыда".

Очарованный рассказами о венецианском празднике, Петр начинает устраивать карнавалы и в России. Любовь к костюмированным балам унаследовала и его дочь Елизавета: на балах она любила появляться в мужском костюме, приказывая и своим фрейлинам переодеваться в мужское платье, а мужчинам — в женское. Многие историки объясняют такой выбор тем, что мужская одежда позволяла веселой императрице демонстрировать придворным длинные и стройные ноги.

Несмотря на то что идея маскарадов была созвучна с русской религиозной традицией, святочными гуляниями, в народе этот праздник не прижился.

"Дело в том, что русские по характеру отличаются от итальянцев, — объясняет Александр Васильев. — Русский народ очень консервативен, слишком серьезен, не умеет смеяться над собой, карнавал не кредо простого русского человека".

Тем не менее каждый год на карнавал в город на воде съезжаются сотни россиян — погулять по праздничным улицам, понаблюдать за пестрой и нарядной толпой, насладиться атмосферой итальянского веселья и беззаботности. А для тех, кто хочет не просто наблюдать за карнавалом, а перенестись в эпоху средневековой Венеции, открывают двери роскошные палаццо. 

"Самые красивые костюмы во время карнавала никогда не увидишь на улице, — рассказывает Александр Васильев. — Там в основном продают дешевые китайские сувениры: пластмассовые маски, синтетические накидки. Можно найти и работы венецианских мастеров, но, во-первых, их мало, потому что венецианцы неторопливы и работают медленно, а во-вторых, они дороги. Для того чтобы действительно увидеть всю роскошь карнавала, надо отправиться на закрытый бал".

Билеты на костюмированные балы доступны только богатым людям: самые дешевые — от полутора тысяч евро на персону, и это только за вход, а ведь главная статья расходов — костюм. 

"В старинных венецианских отелях есть костюмерные мастерские, где можно арендовать роскошное платье за тысячу, полторы, две тысячи евро за вечер, индивидуальный пошив же стоит еще дороже, — отмечает Александр Васильев. — Но наши соотечественники не скупятся. У них всегда самые роскошные костюмы. Однажды я видел русскую даму, которая явилась на бал, поразив всех своим нарядом. На ней было платье, полностью сшитое из меха норки. Представьте себе, кринолин диаметром три метра, на нем юбка, шлейф, корсаж, манжеты — все из норки. Это было явление русской царицы".

Карнавал номер один 

Когда-то этот праздник стал лучом радости и света в атмосфере религиозного фанатизма, жестокости Крестовых походов, инквизиции, жестких правил и запретов на радость, чувства, эмоции. Эту радость он сохранил и по сей день.

Сегодня в одной только Италии карнавалы проводятся в десятках городов. В мире же их сотни. Самые популярные — карнавал в Рио-де-Жанейро, Ницце, Копенгагене и Лондоне. Но Венецианский карнавал остается самым загадочным, притягательным и популярным — возможно, оттого, что в мире нет города, подобного Венеции, и оттого, что Венеция даже в эпоху Средневековья была прогрессивнее, толерантнее и образованнее других городов Европы. 

Карнавал в Венеции продолжает ежегодно собирать на своих площадях тысячи гостей со всей Италии, еще больше — иностранцев, заставляя, как и тысячу лет назад, деньги литься в карманы предприимчивых венецианцев рекой. Но это, кажется, тот случай, когда с деньгами гости Светлейшей расстаются без всякого сожаления.

Карина Салтыкова