Все новости

Книги "Образы Севера" и "Мишкина книжка" представили в Петропавловской крепости Петербурга

Издание "Образы Севера", над которым работали пятеро петербургских историков, станет частью девятитомной серии книг, посвященных истории освоения Севера в музейном преломлении

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 22 января. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Книгу "Образы Севера", в которую вошли изображения северных мотивов в собраниях фарфора, фотографии, живописи, рекламного плаката из коллекций петербургских музеев, представили в понедельник в Петропавловской крепости Петербурга, передает корреспондент ТАСС.

Ее авторами стали пятеро петербургских историков - сотрудников Государственного Эрмитажа, Русского музея, Государственного музея истории города и Санкт-Петербургского государственного университета. Издание войдет в девятитомную серию книг "Освоение Севера: тысяча лет успеха", посвященных истории освоения Севера в музейном преломлении. Этот проект был инициирован и осуществляется при поддержке компании "Норильский никель" в сотрудничестве с музеями городов России: Великого Новгорода, Москвы, Петербурга, Выборга, Омска, Перми, Салехарда, Мурманске, Архангельска, Красноярска и Норильска.

"В каждом из городов, участвующих в проекте, вначале открывается выставка, затем издается книга. Проект уже реализован в Великом Новгороде и Москве, Петербург [принял эстафету] третьим, впереди - продолжение проекта в Выборге, Омске, Перми, Мурманске, Архангельске, Красноярске и Норильске", - отметила руководитель проекта со стороны компании "Норникель", научный руководитель гуманитарных проектов компании Юлия Кантор. Проект рассчитан до 2019 года, когда девятитомник получат крупнейшие библиотеки и музеи страны.

Новгородская книга и выставка рассказали о первых русских экспедициях на Север, московская - о создании карт северных земель, о том, как они гравировались и где печатались. В петербургском томе обозначены переломные моменты в освоении Севера.

Белый медведь

Самый популярный персонаж петербургской части проекта - белый полярный медведь. В выставку, а за ней и в книгу включили изображения зверя на фарфоровых блюдах и первые фотографии хищника, сделанные участниками первых полярных экспедиций. Автор концепции издания "Образы Арктики" Ирина Карпенко рассказала корреспонденту ТАСС, почему образы Севера и белых медведей стали активно использоваться в рекламе и полиграфии на рубеже XIX-XX веков. По ее словам, бурный экономический рост привел к выходу многих русских компаний на европейский рынок, и они остро нуждались в узнаваемом образе.

"Слово "Север" и изображение белого полярного медведя стали использоваться в торговле очень активно на рубеже XIX-XX веков, так как очень много русских компаний вышло на европейский рынок. Если русская компания хотела подчеркнуть, что она предлагает продукт, произведенный в России, и он качественный, то она стремилась использовать узнаваемые образы России в Европе. А это зима, это медведи, красивые барышни", - пояснила Карпенко. По ее оценке, образы России как северной страны стали "частью русской идентичности", и именно поэтому так широко в тот период использовались в рекламе.

Параллельно книге для взрослых авторы "Образов Севера" создали и книгу для детей. "Во время работы над выставкой мы так увлеклись, что вместо простеньких раскрасок для малышей, которые готовим к разным выставкам, написали еще одну книгу", - рассказала Карпенко.

"Мишкина книжка" состоит из 10 историй, рассказанных малышам доступным языком от лица белого медведя. Одна из них - о созвездии "Большая Медведица". Узнают дети из "Мишкиной книжки" и про парфюмерию с северными названиями, и про создателей мультипликационного фильма "Умка". 11 главу оставили для заметок самих читателей на арктические темы.