Голикова сменила Голодец: чем запомнились бывший и нынешний социальные вице-премьеры

Заместители председателя правительства РФ Ольга Голодец и Татьяна Голикова. Михаил Климентьев/ пресс-служба президента РФ/ ТАСС
Заместители председателя правительства РФ Ольга Голодец и Татьяна Голикова
Каких изменений в социальной политике ожидать после возвращения в правительство экс-главы Счетной палаты

МОСКВА, 18 мая. /Корр. ТАСС Елена Рожкова/. Экс-глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова указом президента РФ назначена на должность вице-премьера, ответственного за социальную политику. Голикова сменила на этом посту Ольгу Голодец, которая в новом правительстве займется развитием культуры и спорта в качестве заместителя председателя правительства. ТАСС собрал наиболее заметные изменения в социальной сфере за период работы предыдущего состава правительства РФ, а также сравнил взгляды Голиковой и Голодец на соцполитику в России.

Президент России Владимир Путин подписал в пятницу указы о назначении вице-премьеров и министров в новом российском правительстве. Кандидатуры на соответствующие посты представил главе государства премьер-министр Дмитрий Медведев.

Структура кабинета министров была утверждена еще 15 мая. В прежнем правительстве было девять вице-премьеров, 21 министерство и 22 министра, включая министра "без портфеля" Михаила Абызова. В новом составе - 10 заместителей председателя правительства и 22 министерства, а также 22 министра.

Госслужба и бизнес

Голикова и Голодец имеют разный профессиональный опыт и стаж на государственной службе. Голикова никогда не работала в бизнес-структурах. Свой карьерный путь на государственной службе она начала сразу после окончания университета в 1987 году в НИИ труда Госкомитета СССР, куда была направлена по распределению. Голикова с отличием окончила общеэкономический факультет Московского института народного хозяйства (ныне - Российский экономический университет) им. Г.В. Плеханова по специальности "Экономика труда".

В 1990 году Голикова пришла на работу в Министерство финансов РСФСР на должность экономиста первой категории. За 17 лет работы в Минфине она прошла карьерный путь до заместителя министра, а в сентябре 2007 года была назначена на должность главы Минздравсоцразвития РФ. В 2012 году - после президентских выборов и назначения нового кабинета министров - Голикова перешла на работу в администрацию президента, где курировала социально-экономическое сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией. С сентября 2013 года по май 2018 года Голикова занимала должность председателя Счетной палаты России.

Голодец же, наоборот, имеет большой профессиональный опыт в бизнесе. Окончив в 1984 году экономический факультет МГУ, она более 10 лет отработала научным сотрудником в НИИ труда и в Институте проблем занятости РАН. Затем на протяжении трех лет Голодец возглавляла социальные программы некоммерческого фонда содействия реструктуризации угольной промышленности "Реформуголь", а с 1999 года по 2010 год занимала руководящие посты в ОАО "Норильский Никель" и группе компаний "Онэксим" Михаила Прохорова. С декабря 2010 года Голодец пришла на госслужбу в должности заместителя мэра Москвы Сергея Собянина по вопросам образования и здравоохранения, с 2012 года по 2018 год занимала пост вице-премьера правительства РФ, курируя социальную сферу и культуру.

Бедность и поддержка граждан

Будучи главой Счетной палаты, Голикова часто высказывалась о несовершенствах системы социальной поддержки россиян. Например, она критиковала размер пособия по безработице и заявляла, что люди не видят смысла регистрироваться в службе занятости, собирать бумаги, чтобы получать пособия, на которые невозможно прожить.

В настоящее время минимальный размер пособия по безработице в России составляет 850 рублей, максимальный - 4,9 тыс. рублей. Критиковала Голикова и действующую систему социальных выплат и льгот, считая ее несправедливой и недостаточно адресной. Например, выступая на инвестиционном форуме в Сочи в 2018 году, Голикова рассказала, что в ряде регионов России обнаружились владельцы автомобилей Rolls-Royce, Lamborghini и Bentley с многотысячными льготами по уплате транспортного налога. В регионах, по словам Голиковой, есть совершенно неэффективные меры поддержки бедных семей, например, "ничтожные" ежемесячные выплаты по 50 или 100 рублей, которые ничего не дают семьям, при этом из бюджетов на них уходят существенные суммы.

Мнение Голиковой на этот счет поддерживал Минфин. По словам главы ведомства Антона Силуанова, необходимо расширять адресную помощь по принципам предоставления материнского капитала, поскольку две трети налоговых преференций достаются людям с большим достатком, "что несправедливо". А первый замглавы Минфина Татьяна Нестеренко неоднократно заявляла, что бедность исчезнет в России, когда социальная поддержка от государства будет направляться не по категориям, а тем гражданам, которые действительно в ней нуждаются.

Голодец во время работы на посту вице-премьера, ответственного за социальную политику, добилась ряда прорывных решений в борьбе с бедностью. Она неоднократно заявляла о необходимости повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ) - как для повышения качества жизни населения, так и для борьбы с низкоэффективными рабочими местами. С 2012 года по 2018 год, пока Голодец курировала социальную политику в России, МРОТ вырос с 4,6 тыс. рублей в 2012 году до 11,1 тыс. рублей с 1 мая 2018 года. Так МРОТ впервые в истории современной России достиг величины прожиточного минимума. Кроме того, во время ее работы социальным вице-премьером был принят так называемый "демографический пакет" президента — в частности, с 2018 года введены выплаты на первого ребенка в семьях с низким доходом, а также расширены возможности использования средств материнского капитала.

Пенсионная реформа

Одной из зон ответственности для Голиковой в качестве вице-премьера станет пенсионное обеспечение россиян. Реформирование пенсионной системы в России ведется уже почти два десятилетия.

В период работы Голодец в качестве социального вице-премьера в 2013 году в России была введена "заморозка" пенсионных накоплений, и все деньги из накопительной части пенсии направляются в страховую часть. Мораторий на формирование пенсионных накоплений граждан продлен до 2020 года, и перспектив для его отмены пока нет. Голодец заявляла, что система пенсионных накоплений в России имеет большие риски, и самым эффективным остается принцип солидарности поколений, когда работающие граждане автоматически обеспечивают людей, которые получили право на пенсионные выплаты.

По мнению Голиковой, государству стоит не только стимулировать добровольную накопительную пенсию, но создавать механизмы для широкого внедрения корпоративных пенсионных систем.

Одна из назревших на сегодняшний день проблем - необходимость повышения пенсионного возраста в силу сложившейся демографической ситуации, спровоцированной "демографической ямой" 1990-х годов. Голодец публично не высказывала свое мнение о необходимости повышения пенсионного возраста, а Голикова выступала против этой меры и призывала подходить к этой ситуации сбалансированно. "Повышение пенсионного возраста, оно не является панацеей от всего", - заявляла Голикова, выступая в прошлом году на Гайдаровском форуме.

Реформа страховых взносов

В период работы предыдущего состава правительства была проведена реформа по передаче администрирования страховых взносов. С 1 января 2017 года администрирование взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС), а не внебюджетные фонды. Предполагалось, что российским налогоплательщикам это упростит отчетность, а бюджету принесет дополнительно, по разным оценкам, до 100 млрд рублей в год.

Первые результаты реформы вызвали большие разногласия между Голиковой и Голодец. Так, спустя год после передачи администрирования, Голодец заявляла, что эта реформа не оправдала ожиданий по улучшению собираемости средств и создала дополнительные проблемы для бизнеса. "Мы создали сложную ситуацию в сложный экономический период", - констатировала Голодец в кулуарах "Гайдаровского форума".

Голикова же назвала решение по передаче администрирования соцвзносов в ФНС абсолютно правильными. "Пенсионный фонд при формировании своего бюджета планировал, что удастся аккумулировать 58 млрд рублей по ранее сложившейся задолженности. Она составляла более 100 млрд рублей. Налоговой службе, даже за тот короткий период, удалось существенно нарастить потенциал администрирования, это первое. Второе - это позволило сократить трансферт в бюджет Пенсионного фонда из федерального бюджета и сэкономить деньги в федеральном бюджете на другие нужды, по-моему, минимум на 27 млрд рублей", - аргументировала Голикова.

С ней согласился и глава Минфина. Он подчеркнул, что поступления страховых взносов за 2017 год выросли на 9,1% - до 5,8 трлн рублей, а допрасходы ФНС России на модернизацию программного обеспечения в связи с администрированием страховых взносов составили всего 113 млн рублей.