БАХЧИСАРАЙ /Республика Крым/, 20 мая. /Корр. ТАСС Сергей Павлив/. Около сотни караимов - представителей древнего и одного из самых малочисленных народов мира - празднуют день рождения своего духовного лидера - гахана Хаджи Серайя Хана Шапшала (1873-1961), который внес вклад в создание словаря и собрание коллекции древностей из произведений быта своего народа.
Празднование проходит в древней крепости Джуфт-Кале неподалеку от Бахчисарая. Караимы из регионов полуострова поднимаются по крутым скальным подъемам на высоту почти в 600 метров к своему духовному и историческому центру.
"Серайя Маркович Шапшал являлся духовным и светским лидером крымских караимов - гаханом, главой народа. Он родился в Бахчисарае, а все его предки происходили именно из Джуфт-Кале (в переводе означает "двойная, или парная, крепость"), поэтому мы и чтим его память именно здесь, в родовой колыбели караимов", - рассказывает руководитель национально-культурной автономии караимов в Крыму Наталья Кропотова.
Молебен в древнем храме
Караимский священнослужитель - газзан - Симферопольской кенассы (молитвенного дома) Александр Бабаджан говорит, что молебны в Джуфт-Кале проводит нечасто. "Это только по большим праздникам и не более одного-двух раз в год, одним из таких праздников является чествование Серайи Шапшала", - отмечает он.
На горном плато, откуда открывается прекрасный вид на город Бахчисарай и утопающие в зелени окрестности, расположены две кенассы, большая относится к XIV веку, малая - к XVIII. Молебен происходит в более старой кенассе. Вход в нее небольшой - низкая двустворчатая деревянная дверь. Здания кенасс построены из белого известняка, который доставлялся из карьеров, предположительно, под нынешним Севастополем.
Большая кенасса окружена 12 небольшими, изысканно выполненными белоснежными колоннами. При входе установлена мраморная плита в память о том, что 4 мая 1886 года здесь побывали император Александр III, его супруга Мария Федоровна и наследник престола Николай Александрович (будущий Николай II).
По традиции, входя в храм, необходимо снять обувь, надеть головной убор, преклонить колено и произнести молитву.
"Религия караимов - караимизм. Мы опираемся на учение Моисея, его десять заповедей, псалмы Давида и Ветхий Завет. Мы считаем, что в Пятикнижье дан полностью Закон Господа и в никаких дополнениях он не нуждается. Это - наша основа: ни Талмуд, ни Новый Завет не считаются для нас главными. Мы их используем только для общего изучения", - рассказывает Бабаджан, отмечая, что при этом караимы признают Иисуса и Мухаммеда пророками.
Мужчины молятся в основной, нижней части храма, а женщины - на верхнем ярусе. Газзан встает на ковер вместе с прихожанами-мужчинами и произносит заповеди из Ветхого Завета, которые за ним повторяют все присутствующие.
В ярких нарядах
Прибывшие на праздник женщины носят традиционные головные уборы фесы - это небольшие круглые шапочки, украшенные монетами, бисерной вышивкой. Мужчины пришли в круглых каракулевых шапках - караимках.
Исследователь караимской культуры Анна Полканова отмечает, что женский традиционный костюм состоял из верхнего платья, кофточки и кафтана.
"Социальным положением определялось качество материала верхней одежды. Платье было длинным, до пят, нижняя кромка с окантовкой. Подпоясывались широким поясом, часто с круглыми двойными серебряными пряжками. На ноги надевали чулки (къалчын) с красиво расшитыми подвязками (къалчынбав) и туфли или легкие, украшенные шитьем сафьяновые сапожки", - рассказала собеседница агентства.
По словам Полкановой, повседневная одежда караимской женщины была простой и скромной, а праздничная и выходная - очень нарядной. Ее шили из парчи, шелка, бархата, замши, расшивали жемчугом, золотом и серебром. По случаю праздников и торжеств надевали нарядные пояса, ожерелья, браслеты и другие украшения. Богатые праздничные платья и украшения нередко переходили по наследству из поколения в поколение.
"Национальный головной убор - черная круглая невысокая каракулевая шапка - караимка - является наиболее характерной деталью мужской одежды крымских караимов. Немногие носят ее постоянно, но обязательно одевают по случаю печальных событий и на праздники", - отметила Полканова.
Сейчас элементы нарядов, как женских, так и мужских, восстанавливают по сохранившимся рисункам и фотографиям.
О Джуфт-Кале
Крепость Джуфт-Кале была возведена на высокогорном плато, по разным оценкам, в начале V - VI веке нашей эры и считалась неприступной. От средних ворот, разделяющих старый и новый город, идет улица шириной не более 2,5 метра, проложенная в скальной породе. По обеим сторонам улицы пробиты глубокие - до 10-12 см - борозды.
"Город нуждался в воде, в том числе и для технических нужд. Поэтому были специально по всем улицам в скальном грунте пробиты ложбины или борозды, по которым в очень вместительные водосборные колодцы, также вырубленные в скалах, стекали дождевые и талые воды", - рассказала Полканова.
Она отметила, что распространенное представление о том, что караимы жили в пещерах, не соответствует действительности. В Джуфт-Кале, который также называют Чуфут-Кале и Кырк-Ер, насчитывалось около 900 домов, в городе проживали свыше 10 тыс. человек. Сейчас здесь сохранились только две частично восстановленные усадьбы, одна из которых принадлежала археологу Аврааму Фирковичу (1787-1874), одному из первых исследователей истории караимов.
"Искусственные пещеры, которых на территории насчитывается около 180, использовались под склады, где хранились сельхозпродукция, утварь, товары для продажи", - пояснила собеседница агентства.
Крымские караимы относятся к тюркской группе. По данным переписи 2014 года, на полуострове проживают всего 535 караимов. Во всем мире насчитывается около 2 тыс. представителей этой народности.