1 июня 2018, 00:02

В России начал действовать добровольный ГОСТ для цветной дорожной разметки

Сергей Бобылев/ ТАСС
На дорогах могут появиться полосы синего, красного, оранжевого и других цветов

МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Вступает в силу национальный стандарт, который предлагает дорожным службам городов на добровольной основе воспользоваться принципами цветной разметки. ГОСТ Р 51256-2018 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования" разработан ООО "Центр инженерно-технических исследований "Дорконтроль", утвержден Росстандартом.

В соответствии с документом, зоны, где запрещен обгон, впервые могут быть обозначены желтыми полосами, а полосы движения на перекрестках — синим цветом. Новые обозначения на асфальте не дадут пропустить водителям зону разворота или запрета выезда на перекресток. В целом палитра цветов еще шире. "Для постоянной горизонтальной разметки (включая дублирование изображения дорожных знаков) устанавливаются следующие цвета: белый, желтый, красный, синий, черный, зеленый. Для временной дорожной разметки устанавливается оранжевый цвет..." — говорится в стандарте.

Замначальника ситуационного центра московского Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Андрей Мухортиков отметил важность разметки, обозначающей разворот. "До сих пор под знаком "Разворот" размещалась стрелка с поворотом, что, конечно, путало водителей, — рассказал он ТАСС. — Логика появления синих линий понятна, она уже давно применяется в Европе для обозначения парковочных зон". Сплошные осевые линии, обозначения обочин, влияющие на безопасность, должны быть белыми, желтыми, оранжевыми, то есть яркими, считает он. Остальные линии имеют второстепенное значение и не должны отвлекать водителя от движения.

Однако вопрос появления новой разметки на дорогах в Москве, например, пока не решен, отметил Мухортиков. Он пояснил, что распоряжением правительства РФ №2438-р от 4 ноября 2017 года утвержден перечень стандартов, обязательных к соблюдению. Они в текущей редакции ссылаются на старый ГОСТ 2011 года, аналогичная ссылка есть и в ПДД. Поэтому с юридической точки зрения дорожные службы ориентируются на прежний стандарт, где введение цветных полос не было предусмотрено.

К тому же, как следует из закона о техническом регулировании, действующем в РФ с 2003 года, любые ГОСТы носят добровольный характер применения и позволяют прежде всего привести к единому стандарту качество различных объектов, продуктов и услуг, в отличие от обязательного характера технических регламентов — они регулируют безопасность.

"Даже оперативное внесение изменений в документы не гарантирует, что в 2018 году в столице появится новая разметка. Такие решения принимаются небыстро: сначала готовится проект организации движения, затем его утверждает департамент транспорта Москвы, после чего документ направляется в департамент ЖКХ, а откуда уже попадает к исполнителю — ГБУ "Автомобильные дороги", которое наносит новую разметку при плановой замене асфальта", — пояснил Мухортиков. Такие проекты разметки готовятся заранее, до начала ремонтного сезона. Впрочем, в ЦОДД не видят оснований что-то срочно менять в дорожной разметке Москвы — все применяющиеся сегодня варианты по-прежнему допускаются.

Ранее первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков выразил мнение, что предполагаемое введение цветной разметки на дорогах не повлияет на дорожную ситуацию и станет своеобразным "имиджевый шагом" накануне проведения в России чемпионата мира по футболу. При этом он спрогнозировал крайне низкий коэффициент полезного действия от подобного нововведения при российских "затяжных холодах и снегопадах". 

Тем не менее, как говорится на сайте "Дорконтроля", частично элементы нового стандарта начали применяться до его вступления в силу — с октября 2017 года в правилах дорожного движения появилось понятие "вафельницы" на перекрестках (пересекающиеся диагональные линии). Эта схема должна навести порядок на наиболее проблемных участках — на перекрестках с пересекающимися транспортными потоками, где часто возникают заторы, причем не всегда из-за сложного трафика, а просто из-за недостаточной культуры вождения.