25 июля 2013, 10:22

Глава СПЧ: вопрос о политической составляющей первого "дела ЮКОСа" закрыт

Фото из архива ИТАР-ТАСС
Фото из архива ИТАР-ТАСС

Ранее европейский суд по правам человека не признал процесс политически мотивированным

МОСКВА, 25 июля. /ИТАР-ТАСС/. Принятое сегодня Европейским судом по правам человека /ЕСПЧ/ решение по первому "делу ЮКОСа" фактически закрывает вопрос о его якобы политической мотивировке. Такое мнение высказал сегодня глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества Михаил Федотов.

"Нам может нравиться решение ЕСПЧ, нам может не нравиться это решение, но оно вынесено, и мы должны с этим решением смириться. Вопрос в этом смысле закрыт", - заявил Федотов в эфире "Эхо Москвы".

При этом, по его мнению, решение ЕСПЧ не повлияет на отношение к делу Михаила Ходорковского в России. "Конечно, все останутся при своем мнении", - полагает глава Совета.

Федотов напомнил, что в решении ЕСПЧ есть разные темы, в том числе те, по которым Страсбургский суд согласился с доводами инициаторов жалобы. "Здесь нашим судебным инстанциям придется соответствующим образом реагировать, потому что у нас есть постановление пленума Верховного суда, которое определяет обязательность решений Европейского суда для российских судов", - констатировал он.

Напомним, что в конце 2011 года Совет при президенте России провел общественно-правовую экспертизу по второму делу "ЮКОСа". Тогда эксперты обнаружили нарушения при рассмотрении дела в суде.

В приговоре деятельность компании была признана преступной, однако, как утверждает СПЧ, у юристов она "не вызывает упрека и соответствует действующему законодательству".

Члены Госдумы: "никакой политики в деле быть не может"

По мнению зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрия Вяткина /"Единая Россия"/, "политический шум" вокруг "дела ЮКОСа" был раздут для того, чтобы избежать наказания. "Решение ЕСПЧ не подтверждает тезис о политическом характере дела. Это действительно дело о неуплате налогов, о хищениях.  Максимум, что мог позволить себе ЕСПЧ, - это указать на некоторые недостатки самого процесса расследования, рассмотрения дела", - указал депутат.

Таким образом, констатировал он, "факт остается фактом - никакой политики в деле Ходорковского быть не может". "А весь якобы политический шум был раздут с одной целью - избежать наказания", - полагает Вяткин. По его мнению, решение ЕСПЧ, который не стал делать из Ходорковского и Лебедева "узников совести" только для того, чтобы оказать давление на российский суд", можно "воспринимать с удовлетворением".

По словам члена думского комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросса Анатолия Выборного, решение ЕСПЧ повышает статус российского судебного корпуса. "Это свидетельство тому, что правосудие в России вершится как надо, а не так, как хотелось бы многим оппозиционным силам", - заявил он журналистам.

"Следственный комитет, прокуратура, суд провели эффективное и всестороннее расследование уголовного дела Ходорковского. Решение, принятое ими, было законным и обоснованным", - отметил депутат.

Какое решение вынес ЕСПЧ

Сегодня Европейский суд по правам человека /ЕСПЧ/ не признал дело бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева политически мотивированным. В тоже время суд установил нарушение российским судом при рассмотрении "первого дела ЮКОСа" Европейской конвенции, гарантирующей неприкосновенность частной собственности. Также суд не нашел подтверждения жестокого обращения с подсудимыми.

Кроме того, ЕСПЧ не признал нарушения ст.7 Конвенции: Ходорковский жаловался на непредсказуемость законодательства, в частности, что российское законодательство в налоговой сфере было "неясным и непредсказуемым", но суд это отверг, добавили в Минюсте.

При этом ЕСПЧ признал ряд процессуальных нарушений. В частности, в жалобе говорилось, что подсудимый не смог допросить некоторых экспертов по своему делу, часть доказательств якобы была получена в результате неправомерных обысков. В итоге суд постановил выплатить Ходорковскому 10 тысяч евро в качестве компенсации, Лебедеву в компенсации было отказано.