Все новости

Бизнес в декрете: как сделать материнство ресурсом для успешной карьеры

© ГБУ "Малый бизнес Москвы"
Всероссийский проект "Мама-предприниматель" учит женщин с детьми основам коммерции и помогает открыть собственное дело

10 августа в Москве завершился конкурс всероссийского проекта "Мама-предприниматель", победительница которого выиграла грант в 100 тыс. рублей на развитие своей бизнес-идеи. Кроме того, в течение пяти дней участницы проекта обучались на тренинге по предпринимательству. Организаторы считают, что рождение детей не должно тормозить карьеру женщины, напротив, декрет — это то время, когда женщина может применить накопленные знания на практике и реализовать мечты, на которые раньше не хватало времени и смелости.

Мамы держат ответ

В небольшом конференц-зале почти нет свободных мест. Происходящее чем-то напоминает защиту диплома в институте: сидящих по очереди вызывают к проектору, и они презентуют свою бизнес-идею, отвечают на вопросы жюри.

От университетских реалий действие отличает то, что все участники — женщины с маленькими детьми. Работодатели любят называть таких просторечным словом "декретницы", подразумевая вышедшую из строя боевую единицу, которой надо выплатить пособие, найти на ее место нового сотрудника, а потом, спустя полтора года или три, взять обратно. Но эти женщины решили, что возвращения не случится. Что теперь их работодатель — они сами.

— Когда я надеваю это на себя, пропускают даже "Ленд Крузеры". Со светофора я стартую первой. А что, надо же как-то обозначить, что я девушка, — участница Вероника Макрыдова берет со стола черный шлем для мотоцикла и показывает его жюри. На шлеме — маленькие меховые ушки и длинный хвост из дредов.

Вероника светится гордостью, к которой примешивается почти детское кокетство. Девушка с юности катается на мотоцикле, даже на защиту проекта приехала на нем — в джинсах и удобных высоких ботинках. Несколько лет назад она украсила свой шлем самодельными аксессуарами и вдруг поняла, что на дороге все внимание водителей приковано к ней.

— Это было хобби, которое я стала развивать в декрете четыре года назад, потому что надо было на что-то жить. Муж поддержал. В сообществе любителей мото такие вещи очень привлекают внимание, быстро появились заказы.

Вероника официально зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, создала свой сайт, расширила ассортимент. Кроме ушек и хвостов появились съемные металлические и пластиковые бантики, разноцветные пушистые помпоны, рожки.

В планах у Вероники — начать продавать свою продукцию на крупном международном сайте. Для того чтобы узнать, как расширить свой бизнес, она и пришла на проект.

"Zасыпанда", роботы и борщ для ленивых

За Вероникой выступает мама троих детей Майя Сковородкина с идеей создания продуктовых наборов для ленивых. Она невзначай шутит, что с такой фамилией, видимо, ей суждено быть связанной с кухней.

Майя Сковородкина ГБУ "Малый бизнес Москвы"
Майя Сковородкина
© ГБУ "Малый бизнес Москвы"

— Есть люди, которые не хотят покупать готовую еду, но и ходить по магазинам не хотят, — объясняет Майя, переключая слайд. — Я предлагаю делать наборы продуктов для разных блюд — дома все надо будет только порезать и сварить. Например, набор для борща: в нем будет рецепт приготовления и все необходимые продукты в том количестве, которое нужно на одну кастрюлю, а не целый мешок. Покупатель получает все, что надо для блюда, в одном месте.

— А кто ваша целевая аудитория? — спрашивает член жюри.

— Занятые мамы, мужчины — я уверена, что им такой подход понравится, — отвечает Майя. Мужчины за столом комиссии улыбаются и кивают.

Следующие участницы рассказывают, как открыли гончарную и столярную мастерские для детей, кружок робототехники для подростков, организовали лекции по основам полового воспитания для родителей, создали ателье по пошиву кашемировых пальто для девочек.

Участница Мария Вахтина выходит на защиту с игрушечной пандой в руках: свой проект девушка назвала "Zасыпанда" — придумала интерактивное постельное белье. Например, в виде зверей. Сшито оно по типу спального мешка: в форме любимого животного ребенка. Мамы, которые прекрасно понимают, как трудно порой уложить строптивого малыша в кровать, заметно оживляются — готовы купить такое одеяло, но Мария признается: "Zасыпанда" пока — только идея. Спустя два часа, прослушав 20 презентаций, комиссия выберет именно ее – за креативность. 

Движение вверх

— Да, часто мы отдаем предпочтение незрелому проекту, чтобы подтолкнуть, дать стимул, вселить надежду, — объясняет свое решение Анна Сошинская, президент фонда Amway "В ответе за будущее", который пять лет назад и создал проект "Мама-предприниматель". За это время из небольшого регионального — впервые его провели в Краснодаре в 2013-м — он стал общероссийским: сегодня охватывает 56 регионов страны. 

— Мы поняли, что интерес к теме у женщин огромный. В России женское предпринимательство сильно отстает от европейского. Мешают три основных причины: отсутствие знаний, страх неудачи и отсутствие инвестиций. И если со вторым и третьим справиться довольно трудно без поддержки и финансирования, то с первым — мы можем работать.

Суть проекта заключается в том, что на него отбирают женщин, у которых уже есть определенная бизнес-идея, но они не знают, как ее воплотить. В каждом городе, заявленном в программе, проект устраивает конкурс и отбирает 30–35 слушательниц, которых затем приглашают на недельное бесплатное обучение. Уезжать из дома при этом не нужно, наоборот, организаторы стараются создать условия, при которых мамы смогут не расставаться с детьми даже на день. Так, в некоторых городах тренинги устраивают в зданиях, где есть детская комната.

Во время тренинга идею каждой участницы подробно разбирают специалисты, рассматривают с точки зрения экономики, маркетинга, креативности. 

— Тренинг делает явными такие моменты, о которых женщины даже не задумывались, — объясняет Анна Сошинская. — После этого они либо отказываются от своей идеи, либо трансформируют ее, либо оформляют до конца. Нам нужно, чтобы она поняла, какие инвестиции ей требуются, как вести переговоры, какая целевая аудитория у ее продукта, какой маркетинг она может себе позволить исходя из небольшого бюджета. Грант в 100 тысяч — это как конфетка на торт. Главное — это обучение, это сообщество девочек, которое образуется, потому что бизнесы часто комплиментарны, они друг с другом начинают взаимодействовать, клиенты одной становятся клиентами другой. Именно в этом социальная роль этого проекта. 

По словам Анны Сошинской, в регионах женщины гораздо более активны, чем в Москве или Петербурге, — ведь там нет столь огромной конкуренции и такого выбора услуг. 

— Иногда у нас побеждают неоригинальные, но очень нужные проекты. Например, передвижная парикмахерская. Ну не могут пожилые сельские жители в глубинке добираться до райцентра, чтобы подстричься. И парикмахерская, оборудованная в автобусе, очень важна. И это — тоже бизнес.

За пять лет работы на суд Анны представляли как вполне понятные любой маме проекты — связанные с детьми, так и удивительные — например, сервис по уходу за могилами. 

— Оказалось, что это очень востребованная услуга, — вспоминает Анна, — родственники уезжают в другой город жить или в другую страну, они беспокоятся, кто будет ухаживать за могилой. А тут принимаются заявки, сервис находит человека онлайн, передает заказ. Фото до, фото после — и все. Очень доходный бизнес. Конкуренции ноль. Еще был женский автосервис, фирма по организации байдарочных походов. Однажды девушка  предложила идею: вязать очень забавные шерстяные шапочки на горнолыжные шлемы. Очень удобно — ведь на склоне все в похожих шлемах, легко потеряться. А эта шапочка — как маячок. У нее была очень маленькая целевая аудитория, и мы сказали: "Что вы делаете? Почему вы ищете клиента только у себя в регионе? Вот вам Альпы! Там такое будет интересно". Она создала свой сайт, и сейчас у нее огромное количество заказов из-за рубежа. Проект "Мама-предприниматель" помогает понять женщинам, что жизнь не заканчивается за границами их города или региона, что у них есть весь мир для построения бизнеса. 

Организаторы проекта "Мама-предприниматель" отмечают, что желающих пройти обучение и попробовать свои силы в конкурсе становится больше: в каждом регионе участниц приходится отбирать примерно из двухсот претенденток. Во многом влияет пример тех, кто уже выучился и начал свое дело. Таких — большинство. Анна Сошинская считает, что лучше всего потенциал женщин в бизнесе иллюстрирует статистика: за время существования проекта только одна участница закрыла свое дело. 

Карина Салтыкова