16 октября 2018, 00:11

За чертой раскола. Русская православная церковь разорвала отношения с Константинополем

REUTERS/ Vasily Fedosenko
Как отметил пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, верующие РПЦ не смогут молиться и причащаться в храмах на горе Афон

МИНСК, 16 октября. /ТАСС/. Синод Русской православной церкви (РПЦ) в ответ на действия Константинопольской православной церкви и ее предстоятеля патриарха Варфоломея по присвоению автокефалии раскольническим церковным структурам на Украине в понедельник принял решение разорвать все отношения с Константинополем. Этот шаг, о котором ранее неоднократно предупреждали иерархи РПЦ, был предпринят потому, что Украина является канонической территорией Московского патриархата и попытку создать здесь новую Церковь РПЦ считает грубым вторжением в свои пределы.

"На заседании священного синода принято решение о полном разрыве общения с Константинопольским патриархатом", - сказал журналистам глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион по итогам заседания синода.

Он отметил, что это решение было принято после того, как Константинополь заявил, что приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины, отменил решение 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата и снял анафему с глав двух неканонических церквей на Украине - Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви. "Именно это является главной причиной, по которой мы вынуждены прервать общение с Константинопольским патриархатом как полностью идентифицировавшим себя с расколом", - подчеркнул митрополит.

Глава ОВЦС добавил, что отмена решения 1686 года противоречит исторической правде.

"Константинополь объявил о намерении предоставить автокефалию части РПЦ, но не той части, которая когда-то находилась во владении Константинополя. Та Киевская митрополия, которая в 1686 году вошла в состав Московского патриархата, не совпадала с нынешней территорией Украинской православной церкви. Она была значительно меньше. Туда не входили такие территории как Донбасс, Одесса и другие области", - пояснил он.

В настоящее время на Украине действуют более 12 тыс. храмов и 200 монастырей канонической Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата.

Решение и последствия

По словам главы ОВЦС, решение о прекращении евхаристического общения делает невозможным дальнейшие совместные богослужения представителей двух церквей до момента пересмотра Константинополем своих заявлений. "Мы не сможем совершать совместные богослужения, наши архиереи и священники не смогут участвовать в литургии совместно с иерархами и священниками Константинопольского патриархата", - подчеркнул он и пояснил, что в противном случае факты вступления с раскольниками в евхаристическое общение являются каноническим преступлением и влекут соответствующее наказание.

В свою очередь, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков отметил, что верующие РПЦ не смогут молиться и причащаться в храмах на горе Афон из-за разрыва отношений между Московским и Константинопольским патриархатами. "Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями", - сказал Волков ТАСС.

Он пояснил, что разрыв отношений "для верующих нашей Церкви означает, что отныне и впредь до изменения позиции Константинополя и соответственно пересмотра своей позиции Русской Церковью, они не смогут участвовать в богослужениях, причащаться, молиться в храмах Константинопольского патриархата, принимать участие в других таинствах".

Ранее Волков отмечал, что своими действиями на Украине Константинополь перешел красную линию и нарушил единство мирового православия.

"Мы делали все, чтобы избежать раскола"

Решение синода является единственно возможным в сложившейся ситуации, поскольку РПЦ делала все, чтобы избежать осложнения обстановки, сказал ТАСС глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

"Мне кажется, что Русская православная церковь делала все, чтобы этого не произошло. Я полагаю, что нам совершенно не в чем себя винить и что мы не давали никакого повода для таких действий, которые привели, как сегодня констатировали члены Синода, к выходу Константинопольского патриархата из канонического поля. Я думаю, что у членов Синода Русской православной церкви не было другой возможности ответа, поскольку это действительно выводит Константинополь за рамки существующих канонов и не позволяет находиться с ними в евхаристическом общении", - отметил он.

Легойда оказался не готов оценить продолжительность разрыва отношений, но выразил надежду, что Константинопольский патриархат пересмотрит свои решения.

"Надежда на то, что эти решения будут пересмотрены в Константинополе, присутствует <...> вести себя нужно спокойно, с пониманием сложности ситуации, но все-таки с надеждой на то, что ситуация вернется к какому-то нормальному сосуществованию нашему", - сказал официальный представитель РПЦ.

Надежда есть

С мнением Легойды относительно возможности мирного разрешения сложившейся ситуации согласны и опрошенные ТАСС эксперты. "Важно сказать, что позиция церкви взвешенная, несмотря на требование и многих политиков, и православных консерваторов чуть ли не предать анафеме Варфоломея, сразу его низложить, основать в Турции приходы, начать действовать неразумно и радикально. Синод на это не пошел. Мне кажется, это как раз вселяет надежду на более мирное разрешение кризиса", - сказал ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.

Специалист по истории церкви на Украине, профессор Православного Свято-Тихоновского университета Владислав Петрушко считает, что происходящее между двумя поместными православными церквями нельзя назвать новым Великим расколом, подобным произошедшему в XI веке, когда окончательно произошло разделение Церкви на Римско- католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную - на Востоке с центром в Константинополе. "Может, изменится все-таки что-то в Константинополе, может быть, что-то произойдет, поэтому говорить, что, как в XI веке произошло, и все, мы разделились, нельзя ни в коей мере", - отметил эксперт.

"Произошел откол небольшой части от мирового православия в лице Константинопольского патриархата, что расколом можно назвать с преувеличением",- согласен с Петрушко религиовед Роман Силантьев, который назвал решения Синода ожидаемыми и логичными.

С другой стороны, напомнил Петрушко, когда Великий раскол происходил, к нему подводили похожие события, когда на время разрывали общение между Римом и Константинополем, потом восстанавливали, потом снова разрывали.

"Начиналось с малого, а пришло к разрыву окончательному. Поэтому, конечно, с одной стороны, рано ставить точку, с другой - надо опасаться того, как бы эти события не переросли в нечто большее. Пока ситуация развивается по самому неприятному сценарию, по самому отрицательному", - добавил он.

Что дальше?

Решения Синода РПЦ утверждают взвешенную позицию Русской церкви и на территории Украины, где Русская церковь прежде всего защищает интересы УПЦ, считает Лункин.

"Собственно, на Синоде присутствовал и митрополит Онуфрий, глава УПЦ. Поэтому я думаю, что, естественно, каждая фраза согласовывалась с митрополитом Онуфрием, чтобы это никак не повредило Украинской православной церкви. Это и стало причиной такой взвешенности решения, такой строгой аргументированности, без каких-то лишних эмоций, которые можно было встретить в заявлениях сентябрьских", - сказал эксперт.

По его мнению, на территории Украины теперь появляются фактически две большие православные силы: первая - УПЦ в составе РПЦ, вторая - "это некий конгломерат раскольников, признанных Константинополем, которые теперь подчиняются патриарху Варфоломею, потому что их он назвал Киевской митрополией, своей территорией".

"Здесь интересно отметить то, что в заявлении Синода особо отмечается, что Варфоломей попытался украсть у РПЦ то, что ему никогда не принадлежало. То есть Киевская митрополия в нынешней территории - это все-таки плод миссионерской работы, и расширение Киевской митрополии произошло уже в составе независимой РПЦ, а не то, что было в XVII веке", - сказал Лункин.

История вопроса

Попытки создать поместную православную церковь, независимую от Московского патриархата, украинские власти предпринимают с 1991 года. После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти активизировали кампанию за автокефалию.

7 сентября Константинопольский патриархат в ответ на обращение президента Украины Петра Порошенко "в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви на Украине" назначил своих экзархов, то есть посланников, в Киев, который является канонической территорией Московского патриархата.

Обращение Порошенко о создании новой независимой церкви на Украине поддержали представители непризнанных мировым православием религиозных структур - Киевского патриархата и Украинской автокефальной правосланой церкви. Каноническая УПЦ об автокефалии не просила.

Порошенко также отмечал, что после получения автокефалии новой церкви каноническая УПЦ будет переименована в "Русскую в Украине", что поставит под вопрос само ее существование в стране. Глава непризнанного Киевского патриархата Филарет Денисенко призывал отнять у УПЦ все имущество.

Священный Синод РПЦ в ответ заявил, что действия Константинопольской церкви "являются грубейшим попранием церковных канонов", а затем приостановил поминовение РПЦ патриарха Варфоломея за богослужением и сослужение с иерархами Константинопольского патриархата.

В стране в настоящее время действует одна каноническая УПЦ, которая является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата, а также две непризнанные мировым православием церковные структуры - Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь.