САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 октября. /ТАСС/. Полномочный представитель правительства РФ в Конституционном суде (КС РФ) Михаил Барщевский считает, что люди без педагогического образования не должны работать с детьми. Такую позицию он озвучил на слушаниях в КС по жалобе воспитательницы с более чем 30-летним стажем, уволенной из-за отсутствия диплома.
"Да, было время, когда вузов не хватало, было время, когда нужны были работники, а вузов не было. Сегодня наша страна по количеству дипломов, наверное, на первом месте в мире, про качество образования можно дискутировать, но люди без педагогического образования не должны работать с детьми", - сказал Барщевский.
Он также подчеркнул, что опыт не может заменить базового образования. "Кто сказал, что длительный срок работы с детьми означает, что человек начал правильно с детьми работать <…> Вы сядете в машину к водителю, у которого большой опыт управления лошадью или трактором, но нет водительских прав?" - добавил Барщевский.
Иную позицию в ходе заседания высказала полномочный представитель генерального прокурора в КС Татьяна Васильева.
"По нашему мнению, необходимо обеспечить для лиц, не имеющих соответствующего образования, но принятых на работу и подтвердивших до вступления в силу закона "Об образовании" в установленном порядке свою педагогическую компетентность путем прохождения аттестаций, действие принципа поддержания доверия граждан к закону, <…> которое, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действующего правового регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано", - сказала она.
История дела
Поводом для рассмотрения дела в Конституционном суде стало обращение жительницы города Камышина в Волгоградской области Ирины Серегиной. На протяжении 11 лет она работала воспитателем в местном детском саду (общий стаж работы воспитателем более 30 лет). За это время она не раз проходила курсы повышения квалификации, аттестации, получала грамоты и благодарности. Тем не менее в 2017 году воспитательница была уволена со ссылкой на закон "Об образовании", поскольку у нее не было оконченного высшего образования.
Дело в том, что в 1992 году Серегина завершила обучение в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, получив только неполное высшее образование. Заявительница пыталась обращаться в суды общей юрисдикции, указывая, что работодатель знал о том, что у нее нет полного высшего образования еще при приеме на работу, а также ссылаясь на то, что даже после вступления в силу закона "Об образовании" в 2013 году она продолжала работать еще четыре года и к ней не было никаких претензий.
В своем обращении в КС Серегина высказывает мнение, что нормы закона "Об Образовании" позволяют увольнять педагогов только на основании отсутствия диплома об образовании вне зависимости от существующего опыта работы и других обстоятельств.