Все новости

Педагоги не согласились с Грефом, назвавшим математические школы пережитком прошлого

Специалисты отмечают нехватку кадров в сфере точных наук, поэтому считают, что ученые и специалисты в этих областях будут востребованы еще очень долго

МОСКВА, 23 октября. /ТАСС/. Опрошенные ТАСС эксперты в области образования не согласились с мнением главы Сбербанка Германа Грефа, заявившего, что математические школы - это пережиток прошлого. Они считают, что дефицит кадров в области математических специальностей ощущается уже сейчас, спрос на таких специалистов будет расти, поэтому число профильных школ наоборот необходимо увеличивать.

Ранее Греф, выступая на московском международном форуме инновационного развития "Открытые инновации - 2018" заявил, что математические школы - это пережиток прошлого. По его словам, делая упор в образовании только на математиках и программистах, "мы попадём ровно в такую же ловушку, какая была какое-то время назад с юристами и экономистами". Глава Сбербанка считает, что математики и программисты со временем будут востребованы все меньше.

Математика - основа профессий будущего

Директор Физико-математической школы им. М. А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ) Николай Яворский назвал высказывание Германа Грефа несправедливым, отметив, что именно в математических школах у человека формируется базис знаний. "Физматшкола - это та школа, которая является основой качественного мышления, различения истины и лжи <…> Естественно-научное образование - залог успешного движения общества вперед, поэтому физматшколы актуальны и нужны сейчас", - сказал Яворский.

Дефицит специалистов в этой области заметен уже сегодня, отметили эксперты, поэтому "перепроизводства" математиков в будущем произойти не может. По словам директора Кировского физико-математического лицея Михаила Исупова, сегодня все пользуются "суперсовременными гаджетами", а людей, которые способны разрабатывать и создавать эту технику - мало. "Сейчас громадная нехватка таких кадров, ученые и специалисты в этих областях будут востребованы еще очень и очень долго. Так что заботиться нужно как раз о том, кто будет через несколько лет работать на наших заводах, создавать технику", - сказал он.

Сама техника при этом полностью заменить человека в сфере программирования пока не сможет - считает ректор университета Иннополис Александр Тормасов. "Вопрос, удастся ли это в будущем, пока довольно сложный, похожий на проблему создания универсального искусственного интеллекта. Поэтому программисты в будущем будут, а банки и традиционные банкиры как раз могут пропасть", - сказал собеседник агентства. IT-компании в свою очередь при трудоустройстве отдают предпочтение выпускникам с серьезным математическим образованием, которые закладывается у них еще во время обучения в специализированных школах.

"Конечно, нужны математические школы, мы видим, как множество детей углубленно сейчас изучают математику и физику, а потом едут за границу поднимать другие компании, нам бы их не терять, стараться удержать их в стране", - поделилась мнением с ТАСС президент одной из крупнейших IT-ассоциаций в России "СибАкадемСофт" Ирина Травина. По мнению Алексея Савватеева, директора Кавказского математического научно-образовательного центра Адыгейского госуниверситета (АГУ), только профессии математиков, программистов и IT-специалистов будут востребованы в будущем. "Конкурсы в профильные школы с IT-уклоном сегодня гигантские, в хороший маткласс попасть практически невозможно, и их должно быть в десять раз больше, чем сейчас", - уверен собеседник агентства.

Корректировок требует не только охват подготовки математиков по всей стране, но и сама программа обучения, считают собеседники агентства. "Нужно менять математику, не нужно зацикливаться на решении сотни непонятно технических уравнений, которые решит за тебя компьютер, нужно реально перестраивать математику. Математика должна быть современной", - сказал ТАСС российский популяризатор науки, руководитель группы разработчиков ЕГЭ по математике Иван Ященко.

Математики поступают и в консерватории

Не поддерживают эксперты и мнение Грефа о том, что профильные школы дают слишком однобокое образование. "Математические школы - это там, где отбирают людей и пичкают их одним монопредметом, так было в Советском Союзе. И мне кажется, что это не очень хороший опыт", - отметил он. Директор Физико-математической школы им. М. А. Лаврентьева при Новосибирском государственном университете Николай Яворский, не соглашаясь с Грефом, привел в пример истории успеха своих выпускников.

"Они [выпускники] в том числе и в консерваторию поступают, ведь у нас средний балл по русскому языку выше, чем по физике и математике. Это говорит о том, что преподавание всех дисциплин в наших школах находится на качественно высоком уровне", - отметил директор. Руководитель Североосетинского физико-математического лицея- интерната во Владикавказе Франкель Магомедов также подчеркнул, задача учреждения - давать фундаментальные знания и по другим предметам, чтобы выпускники были конкурентоспособными. "Например, ученица нашего лицея Милана Дудаева занимала первое место в республике по русскому языку и литературе", - рассказал он.

Михаил Присяжный, глава якутского Республиканского лицея-интерната, который отбирает и обучает наиболее талантливых детей республики, в беседе с ТАСС также отметил, что кругозор выпускников-математиков позволяет им сделать выбор в пользу профессий, требующих гуманитарной подготовки. "Многие выпускники стали успешными и в других областях, в частности, в гуманитарных науках, <…> стали профессиональными историками, филологами", - пояснил Присяжный.

Дефицит гуманитариев

Эксперты все же допустили, что чрезмерный фокус на математиках, может сказаться и на подготовке специалистов других профилей. Греф в своем выступлении отмечал, что в Сбербанке нет проблем с программистами, но есть потребность в специалистах других профессий, "которые, к сожалению, на должном уровне не готовятся".

Директор Кавказского математического научно- образовательного центра АГУ Алексей Савватеев отметил, что система подготовки гуманитарных специальностей в России развита слабо. "Единственное, с чем можно согласиться у Грефа, это то, что разностороннее образование важно для того, чтобы человек не чувствовал себя потерянным в мире <…> С гуманитарным образованием, можно сказать, совершенный крах", - отметил он.

Проректор по научной работе ПсковГУ Анатолий Истомин также рассказал, что может случиться "перекос", из-за которого возникнет дефицит гуманитарных специалистов. По его мнению, дисбаланс в том числе ощущается в подготовке по программам естественно-научного профиля. "У нас сейчас серьёзнейшая проблема с химиками, гораздо более существенная, чем даже с математиками", - добавил он.