28 декабря 2018, 22:25,
обновлено 28 декабря 2018, 22:29
Создание Автокефальной поместной православной церкви на Украине

Глава РПЦЗ считает передачу украинских храмов Константинополю духовным преступлением

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Наталья Славина/ ТАСС
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион заявил, что некоторые священники Вселенского патриархата переходят в РПЦЗ из-за ситуации с Украиной

НЬЮ-ЙОРК, 29 декабря. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Передача части украинских храмов и монастырей в ведение Константинопольского патриархата - незаконна и является безумием, духовным преступлением. Об этом заявил в пятницу в интервью корреспонденту ТАСС глава Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион.

"Когда слышишь, что у канонической церкви, которую признают все, кроме Вселенского патриархата, какие-то светские власти отбирают и дарят патриарху [Варфоломею] храмы и монастыри, это вызывает только возмущение у православных людей, - отметил он. - И возмущение вызывает то, что патриархат незаконно, не по церковным правилам, а по своей инициативе или подсказке других людей, решил войти в страну, в другую каноническую территорию, и распоряжается там, признает раскольников, тогда как каноническую церковь, преобладающую на Украине, считает теперь незаконной. Это просто какое-то безумие, это духовно преступно - отдавать чужие монастыри, где подвизаются монахи и монахини, не желающие быть в чужой, новой церковной организации. И я, честно говоря, просто не понимаю, как они мыслят - по- светски, желая себе приобрести чужие сокровища, ведь монастыри - это духовные сокровища".

По мнению митрополита, такая ситуация напоминает 20-е годы прошлого столетия. "Тогда, в 20-е годы, живоцерковники, клирики "Живой церкви", которые хотели создать свою церковь ("Живая церковь" возникла при поддержке НКВД РСФСР в 1922 году как обновленческая церковная организация - прим. ТАСС), работали с советской, безбожной властью, чтобы отнять у патриарха Московского и всея Руси Тихона храмы, и у них это получилось сделать - многие храмы они забрали себе, - напомнил митрополит Иларион. - Но потом живоцерковники перестали существовать, так как народ перестал к ним ходить, и их самих тоже начали преследовать [власти]. Потом многие раскаялись, вернулись, а другие погибли в своем грехе".

"Это было век назад, но сейчас что-то подобное происходит, - подчеркнул глава РПЦЗ. - И насильственно отбирать храмы в наше время, когда существует в мире демократия - невозможно". "Как может демократически избранное украинское правительство действовать насильственно по отношению к православным христианам?" - с удивлением заметил он.

Недвижимость для "новой церкви"

Как сообщило украинское издание "Вести" со ссылкой на собственные источники, президент Украины Петр Порошенко намерен передать в подчинение Константинополю монастырь Преображения в Межигорье под Киевом и еще около десятка храмов канонической Украинской православной церкви (УПЦ). Список передаваемого имущества, по данным издания, закреплен в подписанном 3 ноября в Стамбуле Порошенко и Константинопольским патриархом договоре. По данным источника, в список включены 11 объектов.

Что касается Киево-Печерской и Почаевской лавр, то, как пояснил глава департамента по делам религий и национальностей министерства культуры Украины Андрей Юраш, "такие объекты национального значения никому в собственность не передаются", хотя договор о передаче лавр в аренду УПЦ может быть пересмотрен. "Нижняя часть Киево-Печерской и Почаевская лавры переданы на 50 лет в аренду УПЦ Московского патриархата. Если будет понятно, что при передаче лавры в аренду существовали нарушения, это может стать основанием для пересмотра договора", - сказал он. Ранее израильский журналист Соломон Манн, ссылаясь на доверенные источники в Иерусалимском патриархате, сообщил, что томос о создании новой церковной структуры на Украине, который патриарх Варфоломей намерен вручить 6 января, будет содержать пункты о передаче в прямое подчинение Фанару 38 украинских церковных объектов.

Попытка зарождения папства

Митрополит Иларион также заявил, что снятие Константинополем анафемы с Филарета из Киевского патриархата и Макария из Украинской автокефальной церкви может считаться свидетельством попытки зарождения папства в православии. 

"Снятие анафемы - самочинное решение, которое показывает появление нового папства со стороны Вселенского патриарха, - подчеркнул глава Зарубежной православной церкви. - То есть получается, что он [патриарх Варфоломей] уже не первый среди равных, как это принято между православными епископами, а принимает на себя права папства - что он единственный, кто может это сделать надо всей православной церковью".

"Это неправильно, так юридически не должно быть, - с сожалением признал митрополит. - В православной церкви нет папы, все епископы равные между собой. Та церковь, которая наложила анафему - а для этого были основания - должна ее и снимать, но только после консультаций. Если патриарх Вселенский решил, что решение о наложении анафемы было слишком жестким, надо было проконсультироваться, узнать мнение других, это же - чужое дело".

"В чужую епархию нельзя входить, за вторжение в чужую епархию, согласно церковному правилу, любой епископ может быть лишен сана", - подчеркнул глава РПЦЗ. Он пояснил, что дословно это правило гласит: "Да соблюдается и в иных областях и повсюду в епархиях, дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал своей власти на чужую епархию".

Переименование украинских церквей, по мнению митрополита, тоже является незаконным. "Переименование церквей может повлечь за собой изъятие регистрации церкви, после чего возникнут гонения, и это опять нарушит мир и спокойствие верующих людей, которые хотят только молиться, а не воевать, - подчеркнул митрополит. - А тут политики желают раскрутить междоусобные брани".

"У Вселенского патриархата еще с прошлого века развивалась теория, что у него имеется каноническое право над всеми территориями, где не было раньше установлено православия (так называемые варварские территории), и ставит там себя первым, - сказал митрополит Иларион. - Мы, конечно, уважаем Константинопольскую церковь как первую среди равных - Византия существовала тысячу лет, и после падения Рима Константинополь стал столицей православия". "Но надо помнить, что были случаи, когда и эти патриархи впадали в ересь, и тогда их отгоняли", - напомнил глава РПЦЗ.

В то же время он уверен, что рано или поздно нынешний раскол в православии, вызванный действиями Константинополя и украинских властей, будет разрешен. "В конце концов, найдется какое-то решение - не может так существовать, что два больших церковных института одной и той же веры не будут жить в братской любви и уважении друг к другу из-за того, что одна из них насажена насильственно и с враждебным настроением", - считает митрополит.

Священники Вселенского патриархата переходят в РПЦЗ

Митрополит Иларион отметил. что несколько священников Американской епархии Вселенского патриархата изъявили желание перейти в услужение РПЦЗ. "Двое священнослужителя, которые раньше находились под Вселенским патриархатом, уже перешли в РПЦЗ, - сказал он. - Думаю, в будущем их будет больше". По словам митрополита, из-под служения Константинополю вышли отец Марк Тайсон и отец Нектарий.

"Мы их приняли, так как они не могли согласиться с действиями Константинополя, - пояснил митрополит. - Один из них служил в Вашингтоне, теперь он приписан к нашему собору Святого Иоанна Крестителя там же, в Вашингтоне. Второй приписан к храму в штате Теннеси, но мы его в настоящее время назначаем на новую миссию, где много русских - этот батюшка говорит по-русски достаточно хорошо".

Как заметил митрополит, подобный переход из других церквей в лоно РПЦЗ происходил и ранее, но вызван он был вопросами веры. "Например, многие инославные, то есть бывшие англиканские священники, протестантское духовенство, переходят в православие, но причина перехода - религиозная, - заметил он. - А эти приняли такое решение, так как поняли, что в ситуации, связанной с Украиной, произошло нарушение канонического права, которое повлекло за собой нарушение мира всех православных христиан".

"Знаю, что и другие священнослужители намереваются перейти в Русскую Зарубежную православную церковь по этой же причине. И не только духовенство, но и отдельные люди", - рассказал глава РПЦЗ. По словам митрополита, к нему недавно пришло анонимное письмо от студента, молодого человека, посещающего греческую церковь, в котором он задается вопросом, возможен ли перевод греческих приходов в лоно РПЦЗ из-за действий Константинополя. "Он написал, что любит свой приход, но его и других прихожан волнует то, что совершает Вселенский патриарх", - заметил митрополит.

"Если есть желание у кого-то создавать такие приходы, где будут служить по-гречески, то мы примем всех, кто этого желает, - заверил глава РПЦЗ. - У нас бывали и греческие приходы, потому что наша Зарубежная церковь - не только для русских, но и для всех - украинцев, арабов, греков. Если у них нет своих храмов, мы приветствуем, когда они к нам приходят. Правда, каждой народности хочется иметь свои обычаи, пение на своем языке, свои церковные ритуалы, но православные разных национальностей могут объединяться".