3 апреля 2013, 10:40

Массовые убийства в истории США: в зоне риска

Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС
Фото ЕРА/ИТАР-ТАСС
Количество массовых убийств, когда погибало больше десяти человек, в новейшей американской истории (начиная с 1958 года) насчитывается 82

Не так давно одна американская общественная организация "Движение Брейди против насилия с применением огнестрельного оружия" взялась подсчитать некий, не самый благовидный показатель заокеанской жизни. Он высок, но им не гордятся. Это – массовые убийства. То есть, такие, при которых погибает не менее двух человек. И выяснилось, что в США подобные преступления происходят раз в 6 дней.

То есть, житель США имеет шанс примерно раз в неделю нарваться на пулю. А если вы живете в Чикаго, Новом Орлеане, Канзас-Сити – так риск вырастает на порядок, поскольку в этих городах массовые убийства происходят чаще всего.

По настоящему крупных побоищ, когда погибало больше десяти человек, в новейшей американской истории (начиная с 1958 года) случилось 82. И налицо тенденция к нарастанию. Только в прошлом году выстрелы на премьере «Темного рыцаря» унесли 13 жизней. А в декабре юнец-аутист устроил стрельбу в школе Сэнди-Хук. Погибло 26 человек..

30 марта выстрелы звучали в торговом центре штата Пенсильвания. Погибло всего трое человек. Но есть одно очень паскудное обстоятельство – стрелку удалось скрыться. В истории массовых убийств такое – редкость. И понятно, что этот «удачный» опыт вдохновит еще кого-нибудь.

Массовые расстрелы – одна из самых больных проблем американского общества. Что с ней делать – не знает никто. Предлагают запретить свободное владение оружием.

Свободное владение оружием

Но вот сообщение от 2 апреля: власти американского городка Нельсон намерены раздать жителям оружие. Мало того, в конце марта бывший мэр города Тусон (Аризона) открывает компанию по вооружению горожан. И это – не популистские лозунги. Идею уже поддерживает деньгами бизнес. Все идет к тому, что стволы добропорядочные граждане Тусона – все-таки получат. И все это – на фоне заявлений самого президента Обамы о том, что распространение оружия стоило бы ограничить.

Вот давайте представим градоначальника, скажем, Череповца или Новокузнецка (города эти сопоставимы с Тусоном по численности населения), который зовет обывателей к оружию. Что бы стало с таким «ответственным» лицом у нас?  А в США – и на свободе, и с трибун выступает.

И что это? Безответственность? Безумие? Нет, конечно. Американцы – слишком рациональные люди, чтобы шутить такими вещами, да еще и на фоне массовых расстрелов. Это значит ровно одно – Америку припекло.  Кроме шуток, в том же Тусоне ситуация такова, что мирные жители вынуждены надеяться только на себя. Полиция побороть преступность не может, в чем и расписывается официально. Останутся люди без оружия – их растерзают банды. В другом случае – будет риск попасть под пулю стрелка-одиночки. Последнее американцев пугает, оказывается, даже меньше.

Это до какого отчаяния надо дойти? И в каком страхе надо жить?

Американцы – боятся друг друга. Слишком велико социальное и расовое расслоение. К этому выводу еще в 2002 году пришел в фильме «Боулинг для Колумбайн» документалист Майкл Мур. Проблема массовых расстрелов существовала и тогда, но за десять лет она не только не разрешилась, но и усугубилась. Стрелять в людных местах стали больше и чаще. А выхода – как не было, так и нет.

Преценденты в России

Россиянам – гордиться тоже не стоит. В конце концов, это у нас устраивает стрельбу по покупателям майор Евсюков. Это у нас бесноватый юрисконсульт прописывает офисному планктону кровавую баню. У нас «mass shooting» тоже есть. Но, по счастью, американского размаха он у нас не принял.

Почему? Наверное, потому, что мы не так боимся друг друга, как американцы. Мы еще часто можем договариваться между собой без стрельбы.  У нас, что бы ни говорили, пока что гуманная (при всех недостатках) система образования. В американских школах нравы-то – пожестче. То, что нам показывает Гай Германика, в Америке сочтут безобидными щалостями в пансионе благородных девиц.  13 миллионов школьников в США подвергаются ежедневному насилию. Данные цифры приведены в исследовании, проведенном в 2009 году агентством Associated Press и телеканалом MTV. 

Что еще может влиять на потенциального массового убийцу? Агрессивная музыка? Насилие на экране? Компьютерные игры?

Да, конечно. Но все это есть и у нас. Однако в России массовых расстрелов раз в шесть дней все же не происходит.

Факторы насилия

Возможно, есть какой-то, сугубо американский, повседневный фактор, который имеет отношение к волне насилия? Что-то такое, что есть у них, но отсутствует у нас.

Автор этих строк стал перебирать сугубо американские реалии. Бейсбол? Кленовый сироп? Индейка на День Благодарения? Нет, нет и нет.  Но неожиданно недостающая деталь паззла встала на свое место.

Пожалуй, дело в комиксах. Точнее, в культуре комиксов – сугубо американской, у нас распространения не получившей.

Комиксы – простенькие книжечки, с минимальным содержанием текста и максимальным – картинок. Читать графические романы не надо. Они не напрягают мозг. Листая их страницы, вы не задействуете фантазию. Ведь все уже придумано, и все нарисовано.

В комиксах все всегда четко – вот карикатурное, отвратительное зло. А вот – добро. Притом, добро обычно имеет вид супергероя-одиночки, который единолично карает «плохих» парней.

Какие-нибудь душевные переживания героям комиксов противопоказаны. Существует, например, комикс по «Преступлению и наказанию». Там все просто – герой с топором просто убивает старух. А зачем больше? Есть «смешные» комиксы про холокост.

Книжек многие американские дети не читают. А зачем себя утруждать? К тому же, в книжках можно и запутаться. Да и думать надо.

Культура комиксов невероятно популярна в Америке. Редко, в каком из графических «романов» проблемы героев разрешаются без насилия. И герой должен быть один.

Я не склонен обвинять книжки в картинках во всех бедах. Но посмотрим правде в глаза – многие американцы на них и выросли. И растут. И мир воспринимают просто – как черное и белое. Притом, «белое» - это они сами. А «черное» - все остальное. Но тут уж зависит от уровня социопатии индивидуума. А у человека, берущегося за оружие, социопатия всегда зашкаливает.

Напоследок – одно злободневное замечание. Мы, конечно, сочувствуем девушке, которая устроила стрельбу из травматики в метро. Она – безусловно, белая и пушистая. А среди нападавших было лицо не титульной национальности.

Девушку жалко. Но сочувствуя ей, мы поневоле разделяем мир на «черное» и «белое». А ведь все не так просто. Не так примитивно и жестоко. И оружие – отнюдь не единственный способ разрешать жизненные трудности.

 

Лев Рыжков - писатель, журналист.