26 марта 2019, 17:30

Минобрнауки рассчитывает обучать востребованным навыкам с помощью онлайн-курсов

На единой платформе для университетских онлайн-курсов обучается уже около 770 тыс. человек, сообщили в ведомстве

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 марта. /ТАСС/. Онлайн-образование поможет удовлетворить в России потребности в новых компетенциях и востребованных навыках. Такое мнение высказала заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская на заседании совета по цифровой экономике при Совете Федерации на тему "Человеческий капитал как основной актив цифровой экономики".

"Онлайн-обучение - это мощный инструмент для того, чтобы выстроить свою индивидуальную траекторию, наполнить ее теми смыслами, навыками, компетенциями, в которых имеется потребность. Мы посчитали, что точкой безубыточности является онлайн-курс, на котором обучается 17 пользователей, и он тогда восстанавливает свою стоимость", - сказала Боровская.

Она добавила, что на единой платформе для университетских онлайн-курсов, которая была создана в рамках приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда", обучается около 770 тыс. человек. "Стоит задача - в 2024 году до 11 млн человек расширить. Мы планируем... интерес этот постоянно поддерживать через сеть университетов, образовательных центров. [Ожидается], что он будет серьезным образом нарастать", - отметила Боровская.

При этом для дальнейшего развития онлайн-образования необходима соответствующая нормативная база. На заседании сенаторы предложил правительству проработать законодательную базу в этой сфере.

По словам вице-спикера верхней палаты парламента Андрея Турчака, федеральное законодательство к полноценному внедрению сетевых форм обучения пока по-прежнему не готово, поэтому необходимо разрабатывать нормативную базу, которая позволит университетам полноценно использовать ресурсы, в том числе онлайн-курсы других университетов, в реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования.

Он привел в пример вуз, где уже реализуются образовательные программы с использованием ресурсов других университетов в виде массовых онлайн-курсов. Уральский федеральный университет первым прошел государственную аккредитацию этих программ и ввел сетевую форму реализации образовательных программ в правовое поле на локальном уровне.

Цифровой потенциал вузов Петербурга

Врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов отметил большой потенциал городской научной базы для развития онлайн-образования и цифровой экономики в целом. По его мнению, вузы Петербурга могут стать основой формирования крупных цифровых кластеров. Ключевым конкурентным преимуществом города, по его мнению, является наличие ведущих в стране университетов подготовки IT-специалистов, а также второй в стране рынок труда и интернета.

По его словам, в Санкт-Петербурге сосредоточено более 10% научного потенциала страны, который составляют более 300 научных организаций, в их числе более 70 организаций Российской академии наук, 10 государственных научных центров. В 73 вузах, расположенных в городе, обучается более 300 тыс. студентов.

Третье заседание Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации на тему "Человеческий капитал как основной актив цифровой экономики" прошло во вторник в Санкт-Петербурге. Участники обсудили ряд ключевых вопросов в сфере подготовки и переподготовки кадров в рамках реализации национального проекта "Цифровая экономика". Один из ключевых вопросов повестки - решить, как усилить вовлеченность регионов в развитие человеческого капитала цифровой экономики.

В заседании принимали участие образовательный фонд "Талант и успех", автономная некоммерческая организация "Россия - страна возможностей", РЖД, "Почта России", вузы и коммерческие компании.