27 марта 2019, 13:55

"Бережливая поликлиника": первые результаты и основные критерии работы

Михаил Терещенко/ ТАСС

Все больше медучреждений в России подключается к проекту "Бережливая поликлиника", который реализуется Минздравом с участием госкорпорации "Росатом". Предполагается, что внедрение принципов разумного производства приведет к повышению качества и доступности медицинской помощи, а в итоге — к росту уровня здоровья населения. С 2019 года "Бережливая поликлиника" стала частью одного из восьми федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение". Что такое "бережливые" технологии, как они повлияют на обслуживание пациентов и каковы первые результаты эксперимента — в материале ТАСС.

Что такое "Бережливая поликлиника"?

1

Это "новая модель медицинской организации", которая позволит сделать обслуживание быстрым, качественным и эффективным.

Установлен 21 критерий работы поликлиники, которые разделены на девять блоков: управление потоками пациентов, качество пространства, доступность медпомощи, стандартизация процессов, формирование системы управления, эффективность использования оборудования, качество медпомощи, управление запасами и вовлеченность персонала в улучшение процессов. Это конкретные показатели, которые необходимо достичь. Например, не менее 90% амбулаторного приема плановых пациентов должно проходить строго по времени и по предварительной записи.

Предполагается, что реализация этих мер позволит поликлиникам оптимизировать использование ресурсов, разгрузить врачей и сэкономить время пациентов. 

Сколько таких поликлиник в России?

2

Число "бережливых поликлиник" постоянно увеличивается. В пилотном режиме проект запустили в ноябре 2016 года в шести поликлиниках трех регионов. Там разделили поток пациентов, перераспределили нагрузку между врачами и средним медперсоналом, сделали открытую регистратуру — убрали перегородки между пациентом и регистратором, перенесли стеллажи карточек в другое помещение, выделили отдельного человека для приема вызовов на дом. 

Число участников тестирования росло, и в 2018 году новые формы управления применяли уже 2,2 тыс. поликлиник в 52 субъектах. На основании полученного опыта Минздрав разработал методические рекомендации по внедрению бережливых технологий и сформулировал 21 критерий. Методики будут отработаны до 2021 года, а потом начнется аттестация. Планируется, что в 2024 году в 85 регионах России будет 5 тыс. сертифицированных поликлиник, а также 6864 медучреждения, реализующих проекты по улучшениям.

Не приведет ли бережливость к тотальной экономии?

3

Речь идет не об экономии, а о рациональном использовании ресурсов, как материальных, так и человеческих. Например, один из критериев предполагает, что уровень запасов лекарственных препаратов и медицинских изделий не должен превышать недельную норму расходования. Это позволит избежать потерь из-за случайного повреждения или истечения срока годности.

Предусмотрена и рациональная организация рабочих мест врачей по системе 5С: "сортируй", "соблюдай порядок", "содержи в чистоте", "стандартизируй", "совершенствуй". Это значит, что мебель в кабинете не будет мешать передвижению, у каждой вещи будет свое место, на столах не будет ничего лишнего, и врачи смогут лучше концентрироваться на работе с каждым пациентом. В итоге повысится качество оказания медпомощи, медучреждения смогут успешнее проходить медико-экономический контроль и избежать штрафов, а сэкономленные средства направить на поощрение медперсонала и укрепление материальной базы.

В девяти регионах страны созданы учебные центры "Фабрики процессов", где сотрудников поликлиник учат принципам и инструментам бережливого производства. С мая 2018 года обучение прошли 2,5 тыс. медработников.

Что изменится для пациентов?

4

В поликлиниках появятся зоны комфортного ожидания для пациентов с кулером и телевизором, система информирования и понятная, в том числе для людей с ограниченными возможностями, система навигации, чтобы на поиск необходимых сведений у человека уходило не более 30 секунд. Персонал пройдет курсы по бесконфликтному поведению и станет вежливым.

Потоки пациентов перенаправят так, чтобы минимизировать пересечение больных и здоровых людей, пришедших на диспансеризацию или профилактический осмотр. Будут разделены и потоки пациентов, получающих платные и бесплатные услуги.

Врач сможет уделять больше времени пациенту — в соответствии с критериями, работа с ним должна занимать не менее 50% времени приема. Это произойдет за счет выравнивания нагрузки с медсестрами, а также из-за того, что при работе в оптимально настроенной медицинской информационной системе врачи избавятся от избыточного объема бумажной документации.

Предполагается, что до половины пациентов будут записываться на прием удаленно, а сам плановый визит будет проходить строго по времени. Диспансеризация и профилактический осмотр должны проходить максимум за три посещения.

Есть ли уже какие-то результаты применения "бережливых" технологий?

5

Да. По данным Минздрава, в 2018 году в "бережливых поликлиниках" время ожидания пациента в очереди в регистратуре сократилось с 27 до 7 минут, а время дозвона — с 15 до 3 минут. С 30 до 60% выросла доля граждан, записывающихся на прием через дистанционные сервисы.

Приема у врача посетители поликлиник стали в среднем ждать 13 минут вместо 43, а проходить профилактический осмотр — за один-два визита вместо пяти. Время общения врача с пациентами увеличилось с 7 до 9 минут благодаря уменьшению бумажной работы.