5 апреля 2019, 18:23

Минюст объяснил причины отказов в создании постоянных арбитражей в России

Ведомство привело три причины, по которым Совет по совершенствованию третейского разбирательства отказывал в даче положительной рекомендации

МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Минюст объяснил причины отказов в создании в России постоянно действующих арбитражных учреждений для рассмотрения споров в порядке третейского разбирательства. Как отмечается в опубликованном отчете о деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства, в 2018 году 28 некоммерческих организаций в России подали в Совет 39 заявлений (ряд НКО подавали заявления несколько раз) о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

Большая часть заявлений была возвращена НКО из-за неполноты представленных документов, в том числе из-за отсутствия оригиналов или заверенных копий документов, подтверждающих наличие у соответствующего числа лиц, включенных в рекомендованный список арбитров, опыта рассмотрения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей или арбитров в третейских судах или в качестве судей федеральных и мировых судов, отсутствие решения уполномоченного органа НКО об обращении с заявлением в совет, а также непредоставление заявления на электронном носителе (на CD-диске или DVD-диске).

С 21 декабря 2017 года по 29 марта 2019 года было проведено пять заседаний Совета, на которых было рассмотрено 14 заявлений, но по всем была дана отрицательная рекомендация правительству РФ.

В отчете, опубликованном Минюстом, приводятся три причины отказов в даче положительной рекомендации Советом. Это несоответствие представленных правил работы будущего арбитража; несоответствие списка его арбитров требованиям закона о третейском разбирательстве. Третьей причиной стало то, что "репутация некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, масштаб и характер ее деятельности с учетом состава учредителей (участников) не позволят обеспечить высокий уровень организации деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения, в том числе в части финансового обеспечения создания и деятельности соответствующего учреждения, осуществление указанной организацией деятельности, направленной на развитие арбитража в РФ".

Риски для арбитражей

В предыдущем отчете Совета (за 2017 год) при перечислении возможных рисков при реформе третейских судов говорилось, что "важно не допустить дискредитацию российского арбитража лицами, которые сознательно нарушают положения Закона об арбитраже, в том числе и с помощью использования практик несоблюдения требований закона". Повышение доверия к будущей системе арбитража связали с недопущением и пресечением практик "деятельности недобросовестных лиц, которые пытаются извлечь из арбитража исключительно материальную выгоду зачастую в ущерб одному из сторон арбитражного соглашения".

Первые шесть арбитражей

С момента вступления в силу нового закона об арбитраже 1 ноября 2017 года в России появилось лишь четыре учреждения. Это предусмотренные в самом законе Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате РФ, а также созданные по решению правительства РФ в апреле 2017 года Арбитражный центр при РСПП и Арбитражный центр при Институте современного арбитража. 4 апреля этого года Совет дал положительные рекомендации для создания постоянно действующих арбитражей Гонконгскому международному арбитражу и автономной некоммерческой организации "Спортивная арбитражная палата" (для создания специализированного спортивного арбитража НКО, в состав учредителей которых входит Олимпийский комитет России). 

Теги:
Россия