ТБИЛИСИ, 28 апреля. /Корр. ТАСС Артем Авакимов/. Светлое Христово Воскресение (Пасха) - один из самых важных церковных праздников в жизни каждого христианина.
Ведь Пасха является олицетворением победы жизни над смертью, добра над злом, терпения над нетерпеливостью.
Особое значение праздник Пасхи имеет в современной Грузии. Невзирая на то, что не все жители страны являются христианами (около 83%), Светлое Христово Воскресение за последние годы стало своего рода всенародным праздником.
В этом году православная Пасха выпала на 28 апреля, однако люди в Грузии начали готовится к ней задолго до этого.
Подготовка к празднику
В Грузии начинают готовиться с Пасхе еще за неделю до праздника - с вербного воскресенья. В этот день прихожане ходят в церковь, покупают вербу, просят священников освятить ее, а затем возвращаются домой. Далее следует "чиакоконоба", которая отмечается в среду после вербного воскресенья. Дословного перевода у этого праздника на русский язык нет, однако суть заключается в том, что люди выносят на улицу старую вербу, поджигают ее и начинают прыгают через костер.
Церковь этот день не признает, и он приравнен к языческому, однако народное поверье отмечается из года в год. После "чиакоконоба" идет так называемый чистый четверг. В этот день принято купаться и приводить себя в порядок. Понятие "чистый четверг" взято из Библии. Согласно Священному писанию, в этот день Иисус совершил обряд омовения - он помыл ноги всем своим ученикам. Этот праздничный день признает и церковь. Патриархи православных церквей также совершают обряд омовения. В Грузии с особым трепетом относятся к пятнице, именуемой "красной пятницей". В этот день домохозяйки ходят на рынки, покупают специальные красители и красят яйца в красный цвет.
Кульминация
В субботу запрещены всякие празднования, гулянья или иные радостные мероприятия. Ведь по библейскому преданию, в субботу Христос еще распят. Все это длится вплоть до того, пока в Иерусалиме не сойдет благодатный огонь. После этого люди начинают поздравлять друг друга. На улицах Тбилиси слышны слова "Кристе агсдга" ("Христос Воскресе!"), а в ответ - "Чешмаритад" ("Воистину!"). В ночь на воскресенье наступает кульминационный момент. В Кафедральном соборе Святой Троицы - Самеба в Тбилиси - Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй проводит литургию и зачитывает пасхальную эпистолу. Специально к этому дню мэрия Тбилиси продлевает работу метрополитена до четырех утра. При этом метро работает бесплатно.
К литургии подоспевает и сошедший в Иерусалиме огонь, который традиционно спецрейсом доставляют в Тбилиси паломники. Нетерпеливые дожидаются прибытия огня прямо в Тбилисском аэропорту, поджигают свои свечи и расходятся по домам, передавая огонь друг другу, в том числе и соседям, повторяя слова "Кристе агсдга". Естественно, пилигримы доносят огонь и до Кафедрального собора. Уже далеко за полночь литургия в церквях заканчивается и народ расходится по домам.
Местные обычаи
В воскресенье люди на кладбище не ходят - не принято, но есть и такие, которые пренебрегают канонами церкви и все-таки идут, и поминают своих ушедших. В основном люди сидят дома и праздную Воскресение Христово.
Отдельно следует отметить праздничный стол в Грузии "супра". Обязательными атрибутами пасхального стола являются яйца, куличи, или как принято в Грузии говорить - паски, а также не имеющий никакого отношения к религии, но уже ставший традицией чакапули - национальное грузинское блюдо, представляющее собой молодое мясо, тушенное с зеленью и специями. Обязательным атрибутом пасхального стола являются также и зеленые ростки посаженной в тарелке за несколько дней до Пасхи пшеницы "джеджили".
Уже в понедельник люди начинают выходить на кладбища. Этот христианский ритуал пользуется настолько большой популярностью, что мэрия Тбилиси каждый год выделяет для людей бесплатные автобусы, которые в течение целого дня возят их по кладбищам. Может быть, наблюдателю издалека покажется диковинкой, однако прибывшие на кладбище люди, накрывают на стол, кладут на могилы своих ушедших яйца, паску и начинают пить вино. Это, естественно, ничего общего не имеет с церковными канонами, однако настолько вжилось в грузинское бытие, что стало визитной карточкой грузинской Пасхи. Поле кладбища люди расходятся по домам и продолжают праздновать Святое Христово Воскресение.