20 ФЕВ, 17:03 Обновлено 18:27

Эксперт: Арктика оптимально подходит для опережающего внедрения беспилотников

Руководитель проектов ассоциации "Аэронет" Александр Залецкий отметил, что область применения беспилотников в ближайшей перспективе будет охватывать доставку грузов, мониторинг природной среды, создание цифровых моделей местности, поиск и спасение людей

МОСКВА, 20 февраля. /ТАСС/. Российская Арктика наилучшим образом подходит на роль площадки для опережающего внедрения беспилотных авиационных систем. Область их применения за Полярным кругом в ближайшей перспективе будет охватывать доставку грузов, и мониторинг природной среды, и создание цифровых моделей местности, и поиск людей, сказал в четверг руководитель проектов ассоциации "Аэронет" Александр Залецкий.

Ассоциация работает с мая 2013 года. Она объединяет более 50 ведущих государственных и коммерческих предприятий, часть которых занимается разработкой и применением гражданских беспилотных авиационных систем. "Аэронет" ежегодно проводит конференции и форумы, участники которых могут обсудить вопросы регулирования в сфере беспилотной авиации с представителями органов власти.

"Арктическая зона РФ лучше всего подходит для опережающего внедрения беспилотных авиационных систем. Соответствующая потребность будет увеличиваться в связи с активным развитием Северного морского пути, добывающей промышленности и туризма в российской Арктике. Область применения беспилотников в этом макрорегионе в ближайшей перспективе будет охватывать автоматизированную доставку грузов, мониторинг инфраструктуры и природной среды, создание цифровых моделей местности, поиск и спасение людей", - сказал Залецкий на конференции "Арктика-2020" в Москве.

По его словам, применимость беспилотников в Арктике уже не единожды доказана практикой первых проектов. В частности, отметил эксперт, по заказу добывающих компаний фирма "Геоскан" проводила мониторинг загрязнения береговой линии Северного Ледовитого океана, научно-производственное предприятие "Радар ммс" из Петербурга занималось доставкой грузов, а их коллеги из ижевской группы компаний "Беспилотные системы" искали утечки нефти и газа.

"Вместе с тем необходимо отдавать отчет, что беспилотные авиасистемы в Арктике будут внедряться только при возможности их интеграции в общее воздушное пространство. Наибольшую озабоченность при растущей интенсивности воздушного движения в Арктической зоне РФ вызывают совместные полеты беспилотных и пилотируемых воздушных судов. Для решения этой задачи необходимо концептуально развивать направления прямого взаимодействия и приборного наблюдения всех воздушных судов по принципу "Все видят всех". Такие технологии в России существуют и, будучи сертифицированными ICAO для гражданского применения, широко используются в отечественной гражданской авиации. При рациональном подходе к развертыванию бесплотных авиационных технологий в Арктике это позволит ей стать самой "цифровой" автоматизированной частью страны", - резюмировал представитель ассоциации "Аэронет".

Проблемы, требующие решения

Вместе с тем, как отметил начальник Высокоширотной арктической экспедиции ААНИИ Владимир Соколов, российским разработчикам беспилотной авиатехники еще предстоит решить ряд существенных проблем, мешающих ее полноценному использованию в условиях Арктики. Первая из этих сложностей, сказал начальник экспедиции, состоит в том, что отечественные самолеты-беспилотники не "обучены" совершать посадку на борт судна.

"К сожалению, еще не отработана техника посадки беспилотных самолетов на суда. У тех производителей, с которыми мы сотрудничаем, таких образцов нет, - констатировал представитель ААНИИ. - При этом в арктической доктрине, которая начала реализовываться в Росатоме, достаточно большой блок обеспечения действий атомного ледокольного флота связан как раз с эксплуатацией беспилотных летательных систем - на ледоколах предполагается базирование и самолетной, и вертолетной техники. Но если беспилотные вертолеты могут сесть на площадку на борту судна, то у российских беспилотных самолетов это не получается. Между тем последние способны преодолевать гораздо большие расстояния [чем беспилотные вертолеты], гораздо дольше находиться в воздухе, а значит - получать гораздо больше информации за один полет".

Есть и не менее важная проблема конструктивного характера, добавил Соколов: беспилотные самолеты часто теряют ориентацию, если позиционирование и управление осуществляются с учетом магнитного склонения. "Так мы потеряли два беспилотника. Там же, где позиционирование и управление идут по спутниковым координатам, такой проблемы не бывает", - отметил ученый.

Наконец, третья сложность, которая еще требует решения со стороны российских разработчиков, - это беспрепятственное пересечение беспилотником 180-го меридиана, который используется как основа для Международной линии перемены дат. "Если в программном обеспечении беспилотной системы заложено 360 градусов, все будет в порядке. Если 180 - беспилотник при пересечении соответствующего меридиана теряет ориентацию и может получить повреждения", - пояснил руководитель Высокоширотной арктической экспедиции.

О конференции

Пятая международная конференция "Арктика-2020" проходит в Москве 19-20 февраля. Организаторами выступают Совет Федерации, Госдума, Минвостокразвития, Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды и Минэнерго России, а также Торгово-промышленная палата РФ, Российская академия наук. Темами конференции стали шельфовые проекты, транспортная и сервисная инфраструктура, промышленная и экологическая безопасность, международное сотрудничество и вопросы освоения Арктики в целом.

В новость были внесены изменения (18:27 время мск) — добавлены подробности по тексту.

Читать на tass.ru
Теги