ТАСС рассказывает, может ли турист отказаться от оплаченного тура и получить свои средства назад в полном объеме
По данным Ассоциации туристических агрегаторов, недавние трагические события, случившиеся в нашей стране, не повилияли на отпускные планы россиян. Отмена туров, в том числе в Крым и на Кавказ, минимальна. Однако, возможно, некоторые все-таки захотят изменить свои туристические маршруты. Рассказываем, что делать, если вы передумали и решили отменить уже оплаченную поездку, как попробовать вернуть перечисленные турфирме деньги и куда для этого необходимо обращаться.
Когда человек может вернуть себе полную стоимость тура?
Все заплаченные деньги туроператор перечислит клиенту, если поездка не состоялась по его вине. К примеру, ему не удалось забронировать желаемый отель или купить авиабилеты на нужную дату.
Кроме того, турфирма вернет клиенту средства в полном объеме, если есть рекомендация МИД РФ воздержаться от поездок в ту или иную страну, например, из-за военного конфликта или природного катаклизма. Такие рекомендации наше внешнеполитическое ведомство дает время от времени. В частности, уже в апреле нынешнего года МИД порекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Ближневосточный регион, особенно в Израиль, Ливан и на палестинские территории.
Сколько денег вернет туроператор, если клиент отказался от поездки сам?
Компания должна возвратить человеку деньги за путевку за вычетом фактически понесенных расходов. Эти расходы — деньги, которые туроператор получил от клиента и успел потратить на бронирование и покупку тех или иных услуг.
Как правило, не возвращаются средства за:
- визовый сбор, если виза получена;
- медстраховку, если полис уже выписан;
- авиабилеты, если они куплены по невозвратному тарифу на регулярный рейс или чартер;
- бронирование отеля с безвозвратным залогом.
Болезнь туриста или родственника может быть основанием для возврата стоимости тура?
Болезнь является основанием для расторжения договора, но не основанием для возврата полной стоимости тура, объяснила ТАСС адвокат Клуба защиты прав туристов Маргарита Еремеева. "В том, что турист заболел, туроператор не виноват. Он вернет деньги, но за вычетом фактических расходов", — говорит она.
Полную стоимость при отмене поездки турист может получить, купив страховку от невыезда. Такую услугу предлагают многие страховые компании. "Тогда болезнь будет страховым случаем и повлечет возврат денег за тур", — говорит эксперт. Деньги за путевку вернет не туроператор, а страховщик.
Можно ли вернуть средства хотя бы за перелет, если поездка срывается?
Если туроператор для своего клиента специально приобретал авиабилеты по возвратному тарифу, то, в зависимости от условий тарифа, можно вернуть все деньги или какую-то их часть.
Правда, обычно авиабилеты, входящие в турпакет, чартерные и невозвратные.
Как оформить возврат средств?
"Человек должен прийти с документами на поездку к туроператору или в турфирму, где он приобрел тур, и написать заявление о расторжении договора, указать причину. У туроператора есть десять дней на возврат денег", — рассказала Маргарита Еремеева. Если деньги не возвращены, то неустойка за каждый день просрочки составляет 3% от суммы, но не больше стоимости путевки.
Если турист не согласен на возврат части суммы, придется решать спор в суде. Туроператор либо предоставит документы, подтверждающие свои фактические расходы до момента отказа человека от тура, либо с него будет взыскана полная стоимость путевки. Также суд может удовлетворить требование несостоявшегося путешественника о компенсации ему морального вреда.
Законны ли штрафы в договоре туроператора за отказ от тура?
Иногда туроператор прописывает в договоре санкции за отказ от тура. Например, за отказ туриста от путешествия за две недели до вылета потери могут составлять 50%, за отмену брони за неделю до поездки — уже 100%.
"Такие штрафы незаконны. В такой ситуации штрафа быть не может. Деньги клиенту должны быть возвращены за вычетом фактически понесенных расходов", — пояснила Маргарита Еремеева.
Мария Селиванова