МОСКВА, 5 декабря. /ИТАР-ТАСС/. До 15 января министерства и федеральные службы сами проверят процент своей открытости перед общественностью, сообщил министр по связи с Открытым правительством Михаил Абызов в интервью газете "Известия".
Концепция открытости органов власти будет обсуждаться на заседании правительства РФ.
По словам Абызова, эксперты, почти год писавшие и согласовывавшие этот документ, обозначили три позиции, по которым можно судить об открытости министерств и ведомств.
"Первая — раскрытие информации как о законодательных инициативах, так и о тратах министерств и ведомств, в том числе на самих себя", - отметил министр.
"Вторая позиция — сделать фокус работы чиновников более прицельным, перенести его с "условного" населения на конкретные референтные группы", - сказал Абызов, пояснив, что если для Минэнерго это в первую очередь компании ТЭК и общественные организации по защите прав потребителей, то для Минздрава — врачи и пациенты.
"Третья задача — обеспечить работу действенных инструментов общественного контроля. Один из таких инструментов — общественные советы при ведомствах, - уточнил он. - Версия 2.0 уже начала формироваться. Работа по "перезагрузке" общественных советов началась".
Абызов подчеркнул, что "без реального взаимодействия, разговора, компромисса даже в век информационных технологий обеспечить подконтрольность власти невозможно".
А для того, чтобы заставить госорганы работать открыто "есть постановления правительства с требованиями к публичному обсуждению НПА с качественным анализом результатов этого обсуждения и учета замечаний; эта система запущена и выполняется всеми без исключения", сказал министр.
Стандарт описывает конкретные механизмы открытости, такие как независимая антикоррупционная экспертиза, экспертное сопровождение инициатив, новые принципы работы с обращениями граждан, публичное представление целей и задач министерств до 2018 года.
"Конечно, все это должно быть понятно гражданам. И эксперты нашли один из форматов доступного предоставления информации — публичные декларации. Глава ведомства из множества задач выбирает 5-7 приоритетных публичных обязательств, обрисовывает ожидаемые результаты, регулярно отчитывается в открытом для общества режиме", - пояснил министр, уточнив, что "перечень инициатив, по которым не предусмотрено публичное обсуждение, довольно ограничен".
С начала работы Открытого правительства прошло более полутора лет, и, говоря о внедрении стандартов открытости, Абызов заметил, что "работа только перешла из плоскости формирования идеологии системы Открытого правительства в практическое русло".
"Нужно дать возможность министерствам провести самооценку уровня открытости исходя из заявленных в стандарте критериев", - считает он.
"Они должны это сделать до 15 января, результаты будут публичными. На основании этого самоанализа до 1 февраля будут разработаны планы по реализации концепции", - рассказал министр.
"А до 1 марта правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства рассмотрит эти планы. Параллельно мы проведем независимую экспертную оценку и попросим социологов опросить референтные группы", - отметил Абызов.
Он подчеркнул, что "система должна совершенствоваться по линии повышения качества взаимодействия власти и общества и качества работы этих инструментов".
"Например, мы не всегда видим большой интерес общества к разрабатываемым проектам документов, которые размещаются на regulation.gov.ru, а откликов — ноль", - рассказал министр. По его мнению, "отчасти это связано с объемом информации — заинтересованным гражданам и организациям тяжело "выловить" документ в этом потоке".
"Поэтому мы и ставим задачу усиления работы с референтными группами. И ключевая задача на 2014 год — повысить качество общественного обсуждения и экспертного сопровождения инициатив, - отметил Абызов. - А потом организуем соцопрос и узнаем, чем люди довольны, чем недовольны. На основе такой оценки и будем выстраивать дальнейшую работу".