Все новости
Обновлено 

Эксперты считают, что стипендии в России должны быть не ниже МРОТ

Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 года равен 12 130 рублям

МОСКВА, 3 июля. /ТАСС/. Стипендии студентов российских вузов должны быть не ниже МРОТ, считают авторы аналитического доклада "Уроки "стресс-теста". Вузы в условиях пандемии и после нее", разработанного по инициативе Минобрнауки РФ.

"Регулятор и вузы также должны провести модернизацию инструмента стипендий с установлением их на уровне не ниже МРОТ, а стипендий аспирантов - не ниже средней зарплаты по экономике региона", - говорится в докладе, который имеется в распоряжении ТАСС.

Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2020 года равен 12 130 рублям. Согласно информации Минобрнауки, средний размер государственной академической стипендии в сентябре 2019 года по стране составил 2 980 рублей.

Проверки в вузах

Практически все проверки российских вузов предлагается отменить до 2024 года из-за вызванного пандемией кризиса. "Последствия кризиса будут отдаваться эхом в системе высшего образования еще несколько лет, в связи с чем имеет смысл рассмотреть возможность отмены всех проверок до конца 2024 года, кроме проверок финансовой дисциплины", - говорится в докладе.

Отмечается, что из-за пандемии требуется пересмотр подходов к контрольно-надзорной деятельности. "Необходимо доверие к вузам с устойчивой репутацией, профилактика нарушений и оказание методической помощи хозяйствующим субъектам при реализации требований законодательства. Требуется трансформация традиционных плановых проверок в системный мониторинг соблюдения требований законодательства, который не требует визитов инспекторов и запрос документов", - говорится в докладе.

Падение доходов вузов

Порядка 40% опрошенных ректоров российских вузов считают, что падение доходов от пандемии коронавируса составит больше 10%. "23% опрошенных ректоров ожидают уменьшение совокупного бюджета университета в пределах 10% в 2021 году, 40% руководителей уверены, что падение составит больше 10%. По результатам опросов вузы ожидают снижение внебюджетных доходов на 15-20% и более", - говорится в докладе.

Отмечается, что некоторые университеты быстро адаптировались и оптимизировали издержки перехода на дистанционное обучение, воспользовавшись возможностями доступных массовых онлайн-курсов, в том числе от ведущих вузов страны. Другие университеты снижают стоимость обучения на будущий год и таким образом идут навстречу своим студентам и абитуриентам.

Третьи же активизируют работу команд эндаументов, обращаясь к попечителям и партнерам университета, а также диверсифицируют портфель своих образовательных услуг, запуская короткие образовательные программы для открытого рынка или дополнительные сервисы.

"В целом более 80% руководителей вузов отметили высокую актуальность задачи по разработке новых образовательных и научно-исследовательских продуктов для обеспечения финансовой устойчивости организации", - отмечают авторы.

В ходе подготовки доклада было проведено интервью с 45 ректорами вузов РФ.

Новая модель обучения

В документе отмечается, что новую модель обучения, которая сочетала бы в себе классические и онлайн-форматы, необходимо разработать и внедрить в образовательный процесс в российских вузах.

"Стала очевидной необходимость разработки и реализации новой модели образовательного процесса, которую можно назвать комбинированной. В такой модели традиционное непосредственное взаимодействие студентов и преподавателей, практическая, научная и социальная деятельность в привычных формах сочетаются с использованием онлайн-курсов и тренажеров, с синхронным обучением в дистанционном формате и обеспечиваются цифровой дидактикой", - говорится в докладе.

По мнению авторов доклада, ситуация, вызванная пандемией коронавируса, подтвердила, что ряд важнейших процессов университетской жизни слабо поддается цифровизации и переносу в виртуальное пространство, а полный переход высшего образования в дистанционный формат невозможен.

Кроме того, указывается в документе, в российских вузах недостаточно условий для эффективного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Так, к началу периода работы "на удаленке" большинство вузов не имели возможности в полной мере развернуть полноценное дистанционное обучение, а каждый десятый вуз для этого не имел даже базовой инфраструктуры. Среди основных проблем в документе перечисляют дефицит индивидуальных инструментов и оборудования, слабость интернета в домашних кабинетах преподавателей и студентов; отсутствие лицензий и опыта использования средств конференцсвязи; отсутствие инструментов совместной работы (в том числе и совместной учебной работы). Поэтому, отмечается в докладе, университетам необходимо ускорить развитие цифровых ресурсов и практик дистанционного обучения.

В целом, по мнению авторов доклада, все это сформировало "окно возможностей" для следующего шага развития высшего образования, указав на проблемы и задачи, которые не могут быть решены без цифровых технологий и дистанционного формата обучения. Эти возможности, отмечается в документе, критически важно зафиксировать в качестве определенных моделей деятельности вузов и внедрять в систему высшего образования.

Теги