«В России не осталось ни одного человека, равнодушного к проблемам детей-сирот», - заявил на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов. Он подвел итоги ушедшего года, который характеризовался небывалой общественной активностью. На сегодня в федеральном банке данных числится 106 тыс. детей-сирот. Пять лет назад их было 140 тыс. Абсолютный рекорд по семейному усыновлению установила Москва. За прошедший год число принятых в столичные семьи детей увеличилось на 40%. С чем связаны столь выдающиеся результаты и не схлынет ли волна общественной активности, Павел Астахов рассказал в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС.
Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка:
- Я думаю, что волна, которая поднялась, она на спад не пойдет. Потому что все-таки уровень общественной дискуссии достаточно был высокий и горячий. Здесь не столько даже меры государственной поддержки, потому что они, конечно, были. И было два указа президента, и были поправки в законодательство внесены определенные. Но они не были столь существенными, потому что все равно людей заставить взять детей невозможно. Их можно только убедить. На одного ребенка в детском доме приходится более тысячи дееспособных взрослых людей. Из тысячи - найти хотя бы двух, которые смогут взять его на воспитание в семье. И вот это сегодня происходит. Этот большой потенциал – он реализуется. И это действительно впервые за последние 100 лет.
- Позитивную тенденцию не так сложно создать, как сохранить. Что будет делаться для того, чтобы эта волна не спадала?
- Это на самом деле продолжение тенденции, которая существовала. Мы стараемся судить не по последнему году. Мы смотрим на ретроспективу, по крайней мере последние пять лет, и здесь тенденция важнее, и эта тенденция просто должна быть поддержана. Я думаю, что в принципе, если даже сейчас никаких дополнительных мер стимулирования не вводить, то даже исходя из этого прироста, который каждый год происходит, просто чисто арифметически можно посчитать, даже без волны, в течение семи-восьми лет последующих практически вопрос полностью закроется. Но мы планируем. Во-первых, у нас на 11 февраля этого года назначен президиум государственного совета по семье, материнству и детству. Вот эти доклады, которые готовятся сейчас мной для президента, связанные и с единым федеральным реестром детей-инвалидов, по поводу приемных семей, которых надо приравнять по льготам к многодетным. У нас, к сожалению, была потеряна эта категория. И большинство регионов в этих льготах сейчас отказали приемным родителям. Это несправедливо, на мой взгляд, и мы стараемся отслеживать каждый такой образующийся пробел в законодательстве, для того чтобы восполнить его.
- Брать стали больше, а отдавать?
- Если говорить об отмененных усыновлениях, то у нас за прошедший год 71 случай отмененных усыновлений, из них три иностранных. Эта цифра – она не очень большая. Она не критичная. Но, тем не менее, это тоже определенный брак в работе, и мы с этим боремся. И здесь очень важно, что мы создали систему подготовки и отбора приемных родителей и сопровождения. Потому что это как раз профилактика таких отказов.
- Что касается поручения президента о сокращении в два раза детских домов к 2018 году. За счет чего это будет – за счет укрупнения детских домов?
- Наоборот. Параллельно с тем, что мы должны в два раза сократить число детских домов к 2018 году, вводится новый стандарт, который начнет действовать через два года. Это стандарт детского образовательного учреждения в 60 человек. То есть лимит 60 человек детей. Раньше был стандарт 120 человек. То есть укрупнения не может быть.
- А куда тогда денутся дети?
- Дети уйдут в семьи.
- То есть к 2018 году детей-сирот станет как минимум в два раза меньше?
- Конечно.