15 сентября 2020, 07:16
Арктика

В арктических районах Якутии создали образовательные округа

В том числе они помогут сформировать кадровый резерв учителей-предметников и руководителей образовательных учреждений и повысить качество образования

ЯКУТСК, 15 сентября. /ТАСС/. Образовательные округа созданы в арктических районах Якутии по проекту "Учитель Арктики", который стартовал в этом году. Это позволит повысить качество образования и удержать педагогов на Севере, сообщил во вторник ТАСС первый заместитель министра образования и науки региона Михаил Присяжный.

"В Арктической зоне Якутии обучаются свыше 10 тыс. детей в 95 школах, с ними работают порядка 1,9 тыс. педагогов. Несколько арктических районов объединяются в образовательный округ, в котором отслеживаются показатели качества образования, происходят обмены преподавателями и региональные олимпиады. За каждым округом закреплен один из педагогических колледжей республики", - рассказал Присяжный, отметив, что опыт образовательных округов широко применяется на Аляске.

Создание округов позволяет формировать кадровый резерв учителей-предметников и руководителей образовательных учреждений. Внутри округов создаются педагогические команды, которые призваны повысить кадровый потенциал работающих там педагогов. "В состав педагогической команды включаются опытные педагоги, имеющие склонность к исследовательской или проектной работе, участники федеральной программы "Земский учитель" и программы "Учитель Арктики", а также проявляющие интерес к конкретной проблеме молодые, творчески настроенные педагоги, педагоги-новаторы", - добавил первый замминистра.

Для привлечения интереса школьников к профессии учителя будут созданы педагогические классы и учреждены стипендии. Педагогические классы или группы создаются при педколледжах Якутии для целенаправленной профессионально-педагогической ориентации учащихся образовательных школ, формирования у них устойчивого интереса к педагогической профессии. Классы формируются из учащихся 9-11 классов.

"Был период, когда в стране работала система распределения, северного стажа и повышенной заработной платы для притока высококвалифицированных учителей в Арктику. В последние годы эта система не работает. Меры поддержки перешли на региональный уровень. Программа "Земский учитель" и целевая подготовка педагогов все-таки не полностью восполняют дефицит учителей в Арктике", - считает Присяжный.

Мнение эксперта

Реализуемый в Якутии проект "Учитель Арктики" будет актуальным для всей Арктической зоны Российской Федерации (АЗ РФ), поскольку потребность в учителях есть во всех арктических регионах. Так считает доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственный службы, координатор экспертного совета Экспертного центра ПОРА (Проектный офис развития Арктики) Александр Воротников.

"Стоит обратить особое внимание на способы получения образования самих арктических народов. Говоря об их образовании, нельзя не учитывать специфику формы организации самого учебного процесса, периодичности каникул, а также рацион питания. Конечно, необходимо создавать и развивать государственные программы обучения для коренных народов, так как нужны специалисты, готовые к непростым условиям работы и жизни в Арктике. Причем это образование должно охватывать все его уровни", - отметил эксперт.

Кроме того, по мнению Воротникова, необходимо формировать бизнес-компетенции коренных народов Арктики. "Очень важно в современных условиях обучение арктическому предпринимательству. Необходима реализация специальных образовательных программ для населения арктических районов, направленных на массовое обучение основам бизнеса, повышение финансовой и правовой грамотности. И в программе "Учитель Арктики" необходимо готовить специалистов, педагогов, которые будут [обладать] достаточно широкими компетенциями и знаниями", - уверен он.

Примером может служить Ямало-Ненецкий автономный округ, где в школах-интернатах постоянно совершенствуют образовательную среду, соответствующую при этом традициям, укладу и культуре коренных малочисленных народов Севера (КМНС). "Важно, чтобы пришли преподаватели с новыми, современными компетенциями. В условиях развития современной инновационной цифровой экономики школьники АЗРФ лишены тех возможностей, которые есть у их сверстников с "материка". И тут должны помочь мобильные комплексы технопарка "Кванториум", которые приспособлены для работы на Крайнем Севере, в труднодоступных и удаленных регионах", - добавил собеседник агентства.

По мнению ученого, увеличение количества профессиональных кадров должно идти с двух сторон. "Государство должно одновременно обучать коренное население на арктической территории и формировать специалистов в столице и других крупных городах, готовых работать в реальных условиях Арктики. Сейчас в АЗ РФ действуют несколько научно-образовательных центров. И они, используя свои возможности, вполне могли бы обучать представителей коренных малочисленных народов по необходимым специальностям как по заказам региональных администраций, так и по потребностям общин КМНС", - сказал эксперт.

О проекте "Учитель Арктики"

В этом году на реализацию программы "Учитель Арктики" направят более 12,5 млн рублей. По данным властей Якутии, в Северо-Восточном федеральном университете создано 120 целевых мест для подготовки педагогических кадров. И 48 из них определены для проекта "Учитель Арктики".

Планируется, что к 2024 году в рамках проекта в школы региона трудоустроят 450 педагогов, учредят 80 стипендий муниципалитетов на арктических территориях, повысят квалификацию 330 учителей Арктики. Также на территории республики действует программа "Земский учитель", благодаря которой 19 учителей в этом году отправились работать в арктические районы.

Проект "Учитель Арктики" позволит решить кадровую проблему в арктических селах региона. Будут созданы подходящие условия для трудоустройства учителей. Предусмотрено повышение качества образования в самих районах. Для мотивации школьников будет продолжено выделение целевых мест обучения.