Фонд "Нужна помощь" выпустил ежегодное исследование о развитии профессиональной благотворительности в России. В онлайн-опросе участвовали 1200 человек в возрасте от 18 до 60 лет из крупных российских городов. На первых трех графиках отображены ответы людей, которые в этом году хотя бы один раз участвовали в благотворительности, а на четвертом — тех, кто не делал этого ни разу.
Милостыня, интернет и СМС
В этом году значительный рост произошел в сфере пожертвований благотворительным организациям через интернет. Елизавета Язневич, руководитель отдела исследований фонда "Нужна помощь", рассказывает, что тенденция сохраняется на протяжении нескольких лет. "Интернет-благотворительность медленно, но верно растет. Из года в год все больше фондов начинают заниматься своими сайтами и создают на них возможность делать пожертвования. Рост в этой сфере — заслуга самих организаций".
При этом процент людей, опускающих деньги в ящики для пожертвований, покупающих сувениры у благотворительных фондов или дающих милостыню на улицах, за последние четыре года сократился.
Размер пожертвований
Исследование показало, что большая часть жертвующих россиян тратит на благотворительность в год не больше 5 тыс. рублей, а около 12% — менее 100. Зачастую для некоммерческих организаций важен не столько размер разового пожертвования, сколько их регулярность.
"У всех организаций есть острые потребности, которые нужно удовлетворять как можно скорее. В этих случаях важны разовые пожертвования. Но мы помним, что организации должны существовать в течение всего года, выстраивать свою ежедневную работу с благополучателями, с донорами, с государственными структурами, и для этого организации нужен постоянный приток средств", — говорит Елизавета Язневич.
Кроме того, регулярные пожертвования позволяют организациям лучше планировать свою работу и заниматься долгосрочными проектами, способными изменить к лучшему не только жизнь конкретных людей, но и саму систему оказания помощи.
Один из способов регулярно помогать НКО — акция #рубльвдень.
Эмоции и ответственность
Исследование показывает, что всего около 30% российских благотворителей задумываются над выбором организации для оказания помощи. Около 50% людей решают сделать пожертвование спонтанно. Елизавета Язневич уверена, что уйти от эмоциональных решений в этой сфере невозможно, но отмечает вклад в развитие благотворительной сферы людей, подходящих к вопросу ответственно.
"Осознанный выбор благотворительной организации, опирающийся на ее прозрачность и результативность, развивает сектор в целом. Особенно если мы вспомним о том, что благотворительная среда тоже является конкурентной и за деньги одного человека борются несколько проектов", — говорит Елизавета.
Причины отказа от благотворительности
Главными причинами отказа от участия в благотворительности для россиян неизменно является финансовая стесненность и недоверие к благотворительным организациям. В этом году пандемия лишила некоторых россиян возможности жертвовать деньги, однако в некоторых сферах количество пожертвований даже выросло.
"Мы с замиранием сердца следили за этим весь период карантина — с марта по май, но, вопреки нашим ожиданиям, в это время произошел всплеск количества пожертвований по направлениям "помощь социально-уязвимым группам" и "медицинская помощь". Организации, ожидая, что у них будет спад пожертвований, сильно мобилизовались, и в это же время было много разных фандрайзинговых кампаний", — рассказывает Елизавета Язневич.
По словам Елизаветы, снижение благосостояния сильно влияет на все социальные сферы, поэтому благотворительные организации ожидают увеличения количества обращений за помощью в следующем году, и, скорее всего, будут нуждаться в дополнительной материальной поддержке.