Все новости

Почти половина жителей Москвы и МО ни разу не были в музее за последний год

При этом, по данным опроса, проведенного агентством Мосгортур и независимым исследовательским агентством Magram Market Research, 13% не были в музее никогда

МОСКВА, 19 октября. /ТАСС/. Почти половина жителей Москвы и Подмосковья ни разу не посещали музеи за последний год, при этом 13% из них не были в музее никогда. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного агентством Мосгортур и независимым исследовательским агентством Magram Market Research, которые имеются в распоряжении ТАСС.

"Согласно полученным данным, 49% жителей Москвы и Подмосковья ни разу не были в музее за последний год. Из них 13% не были в музее никогда (от общей выборки это составляет 6%)", - говорится в итогах исследования. Те, кто никогда не был в музее, объясняют это отсутствием времени и интереса к музеям.

При этом из тех, кто не посещал музей за последний год, 24% заявили, что раньше посещали музеи достаточно часто, а 27% - хотя бы раз в год. Около половины респондентов сообщили, что всегда редко ходили в музеи. Около 63% говорят, что возобновление походов в музеи для них в той или иной степени вероятно.

Авторы опроса расспросили участников исследования, что мешает посещать музеи чаще. На первом месте ответы, объединенные в категорию "Дорого" (41%) - респондентов смущают цены на билеты, некоторые добавляют, что без экскурсии посещение музея не так эффективно, а это дополнительные траты. Предпочитают другие виды досуга около 26% опрошенных. Каждый пятый среди причин указал "Далеко добираться" и "Нет привычки ходить в музеи".

В целом 46% жителей Москвы и Подмосковья ходят в музеи не реже двух раз в год, 48% посещают музеи раз в год и реже, а 6% респондентов вообще никогда не были в музее. "Чаще всего в музеи ходят женщины старше 50 лет, имеющие высшее образование. А самыми редкими посетителями оказались молодые мужчины - именно мужчины до 40 лет составляют львиную долю тех, кто в музее никогда не был", - говорится в материалах по итогам опроса.

Самые популярные музеи

Среди активных посетителей 33% в среднем ходят в музеи раз в два-три месяца, 25% - раз в полгода и 13% - раз в год. При этом лишь 22% активных посетителей назвали посещение музеев одним из своих самых любимых способов проведения свободного времени, 71% не против посещения музеев, но это не самый любимый способ проводить досуг, а 7% выберут поход в музей в последнюю очередь.

"Самыми популярными музеями ожидаемо оказались музеи Москвы - в них за последний год побывали 90% активных посетителей. 57% побывали в музеях Подмосковья, 54% ходили в музеи во время поездок по другим городам России и 38% - в заграничных поездках", - сообщают авторы исследования.

Почти половина активных посетителей (47%) предпочитают посещать музеи в компании с друзьями, знакомыми и коллегами, около 35% - со взрослыми членами семьи, а 24% - с детьми до 18 лет. С девушкой/ молодым человеком ходят по музеям 26% респондентов, а 18% предпочитают делать это в одиночестве.

Больше половины участников опроса называют самыми интересными исторические музеи и картинные галереи, выставки изобразительного искусства. Археологические, этнографические и научно-технологические музеи предпочитают 38%, краеведческие - 35%, музеи-квартиры известных личностей - 34%, а музеи, посвященные военным событиям - 31%.

Согласно полученным данным, экскурсии не пользуются большой популярностью у участников опроса. Лишь 8% посетителей музеев заказывают экскурсию почти при каждом визите, 25% - иногда, 29% - редко, 26% были на экскурсии, но не заказывали ее самостоятельно, 12% - никогда. Однако посетители с детьми берут экскурсии значительно чаще, отмечается в исследовании.

Аудиогид еще менее привычен - почти половина опрошенных (49%) никогда не берет аудиогид в музее. Зато музейные сувенирные магазины пользуются довольно большим спросом - в них делает покупки подавляющее большинство посетителей (80%).

Искусство онлайн

Около 79% посетителей музеев знают, что у некоторых музеев есть онлайн-экспозиция и онлайн-экскурсии. Однако лишь 30% из них когда-либо пользовались этой возможностью. Самыми "онлайн-посещаемыми" музеями стали: Третьяковская галерея - 19%, Эрмитаж - 17%, Лувр, ГМИИ им. А.С. Пушкина - по 4%, планетарий - 3%. Кремль, Государственный исторический музей, Русский музей и Музей технологии набрали по 2%. При этом лишь 15% опрошенных считают посещение онлайн-экспозиции полноценным походом в музей.

"Сарафанное радио" названо основным источником информации о культурных мероприятиях - 46% респондентов узнают о выставках, музейных событиях и других мероприятиях от друзей, родственников и знакомых. Также популярны интернет-ресурсы - 33% ищут информацию в поисковиках, 31% - на специализированных порталах.

"Активным источником информации стал Московский метрополитен: 18% узнают о культурных мероприятиях из рекламы на ТВ-экранах или плакатах в метро, а 13% - увидев тематические вагоны. Также участники опроса периодически посещают <...> порталы и сайты, посвященные событиям в городе", - говорится в исследовании.

Совместное исследование было организовано в рамках Международного конкурса молодых исследователей ESOMAR Research Got Talent 2020. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе в формате фокус-групп были опрошены 32 человека из числа активных и малоактивных посетителей музеев, и по результатам были сформированы рабочие гипотезы. Методом онлайн-опроса гипотезы были проверены: в количественной части исследования (летом 2020) приняли участие 1,8 тыс. респондент старше 18 лет из Москвы и Московской области.

Теги