С начала запуска специального налогового режима для самозанятых в четырех пилотных регионах России прошло два года. Воспользоваться им решаются все больше людей, из тени выходят целые отрасли. О перспективах развития рынка самозанятости - в онлайн-конференции ТАСС и Анастасии Усковой - генерального директора одной из первых российских сервисных платформ по работе с самозанятыми "Рокет Ворк" (18+).
– Рост числа самозанятых в стране показывает, что новый налоговый режим востребован. Какую емкость рынка вы ожидаете?
– Мы рассчитываем на 5–7 млн самозанятых до конца года - притом, что сегодня их чуть больше 1,7 млн. Так называемый льготный налоговый режим, который власти запускали в тестовом формате, действительно стал удачным решением сразу нескольких проблем: например, трудоустройства людей, временно потерявших работу, или тех, кто может и хочет подрабатывать. А еще этот механизм вывел из серой зоны целые отрасли: строительную, курьерскую, ЖКХ, сферы клининга, ремонтных работ, такси и т. д.
– Главная функция «Рокет Ворк» - обеспечение взаимодействия бизнеса и самозанятых. Вы говорите, что первыми создали такую платформу. Когда вы поняли, что эта идея выстрелит?
– Еще до того, как государство запустило этот сервис в четырех регионах страны. Системная работа с самозанятыми невозможна без платформы с набором сервисов и технологий как для самих самозанятых, так и для их заказчиков. Я бы так описала целеполагание сервиса: это место, где человек, который что-то умеет, может найти себе заказчика, а компания - качественного исполнителя. Наша работа - сделать так, чтобы один мог выполнить задачу, а другой - принять результат без необходимости делать что-либо дополнительно. Мы полноценно закрываем проблемы самозанятого и бизнеса в части взаимодействия друг с другом и с ФНС.
– Какова ваша финансовая модель? На чем вы зарабатываете?
– Сами самозанятые нам вообще ни за что не платят. Кроме того, в отличие от конкурентов, у нас нет никаких фиксированных платежей для юридических лиц. Они оплачивают только тот объем работы, который мы для них делаем. Например, если у компании 50 самозанятых (небольшой объем), с которыми она работает через нашу платформу, мы получим 1–4 % от оборота - то есть от того объема платежей, который выплачивается в качестве вознаграждения самозанятым. Подчеркиваю: только от выплачиваемых средств, то есть когда работа выполняется. Мы не используем схему "Бери или плати".
– Сейчас на рынке уже работают несколько ваших конкурентов. Чем вы лучше? И верно ли, что "Рокет Ворк" в идеале должен быть платформой полного цикла, то есть помогать клиентам на всех этапах - от поиска работников до формирования отчетных документов?
Да, все верно. С появлением первых "официальных" самозанятых мы быстро начали открывать для них счета. Впоследствии оказалось, что бизнесу нужно комплексное решение, которое позволит ему работать с этой категорией. И речь не про банк или расчетный сервис. Нам стало ясно, что просто так воспользоваться всеми новыми инструментами никто не может. От того, что ты откроешь счет самозанятому, ни знаний, ни инструментов, ни возможности работать с ним не появится. "Рокет Ворк" не финансовый сервис под капотом банка. Он изначально задумывался как отдельное решение. Ведь банк - это только платежные сервисы, а здесь необходимо предоставлять мультисервис: с биржей, функциями по проверке статуса, постановке задач и контролю за их выполнением, с возможностями переводов вознаграждений на карты разных банков и формирования электронных отчетных документов. Мы все это можем. И можем лучше остальных, так как имеем, без преувеличения, лучшую команду в стране. Это та самая продуктовая и креативная команда, которой гордился "Рокетбанк".
– То есть "Рокет Ворк" создала бывшая команда "Рокетбанка"? В "Рокетбанке" же тоже был сервис по работе с самозанятыми - или это вы и есть?
– Да, бывшая продуктовая и креативная команда. Но не только! "Рокет" - это вообще наша философия: мы вкладываем душу в то, что делаем, в реализацию любого продукта, любой идеи. "Рокет Ворк" никогда не принадлежал ни одному банку и создавался на частные инвестиции. Часть нашей команды работала в "Рокетбанке". И сделав, образно сказать, несколько "подходов к штанге", мы поняли, что тяжелые инфраструктурные решения, которые существуют во всех классических банках, - это непреодолимое препятствие для быстрой реализации проектов.
Я поняла, что самое ценное - то, как ты подходишь к свой работе. Если ты любишь людей и вдохновляешь их, то, очень внимательного относясь к их потребностям, можешь делать совершенно безумные вещи и крутые продукты для клиентов. Это наша способность, ее хочется развивать во всех новых продуктах и проектах. В рамках нашего стартап-акселератора "Рокет Хьюманс" это получается быстрее и эффективнее, чем в любом банке.
– Банки - это ведь тоже платформы? Или они выполняют только определенные функции?
– Конечно, банки тоже стремятся предоставлять бизнесу услуги по работе с самозанятыми. Но они не могут обеспечить полный пакет таких услуг, выполняя только расчетные функции. Мы тоже в свое время в "Рокетбанке" начинали именно с этого. Но по факту проблема и боль бизнеса - в операционке. Мало просто отправить деньги. Нужно, чтобы остальные задачи вокруг этих денег - оформление, привлечение, управление - не легли на плечи самого бизнеса. Иначе ценность сервиса будет низкой, потому что она заключается только в расчетах. Вот почему мы сделали "Рокет Ворк" отдельной платформой. И теперь банкам мы предоставляем партнерский продукт. Они заинтересованы в развитии этой системы в своих сервисах, но при этом в операционные процессы внутри бизнеса сами не погружаются.
– Сколько человек в команде нужно для того, чтобы такой сервис работал по всей стране? Стоит ли масштабироваться в регионы, или это вопрос переговоров с региональными органами госвласти?
– Достаточно нескольких человек в офисе, еще нескольких - в сервисе (они могут работать удаленно), еще нескольких - в продажах, маркетинге и PR, а остальное, вы правы, - предмет договоренностей с отраслями и территориями. В итоге основная задача - убедить людей, что им это выгодно, рассказать о преимуществах, показать работу платформы и договориться о начале сотрудничества. А дальше все упирается уже в наш сервис. Так что да, масштабироваться в регионы нужно обязательно, потому что сама идея самозанятости - это кроссрегиональная история. Она позволяет выполнять работу, которая нужна бизнесу, - будь то стройка в Перми или клининговые услуги в Санкт-Петербурге - на месте, без необходимости переезда сотрудников. Перемещаются только деньги.
– Какие основные сферы нуждаются в работе по этой модели?
– Их множество. Стройка, ремонт и отделка, доставка, ЖКХ, складские работы, дорожные службы, уборка помещений, приготовление еды, бьюти-сервисы, в том числе парикмахерские услуги. А еще она полезна переводчикам, репетиторам, райтерам, дизайнерам, программистам. В общем, работы хватит всем. Тут главное - не ждать у моря погоды, и, если нет постоянной работы, плыть в нужном направлении. Заработать условные 30 тысяч, занимаясь любимым делом, точно лучше, чем стоять в очереди на бирже труда за десятью тысячами пособия.
– Повлияла ли на рост числа самозанятых пандемия?
– Да, и очень серьезно. Малый бизнес просто задыхается, он не в силах поддерживать операционную прибыльность в условиях, когда схлопывается рынок, снижается покупательская способность аудитории, отсутствует возможность перекредитоваться или реструктурировать долг, да еще и нужно как-то коллектив удерживать. И да, приходится снижать затраты, в первую очередь отказываясь от сервисных плюшек для клиентов и от перегруженного штата. Многие люди потеряли работу, а другие хотят найти сотрудников, причем так, чтобы это не перегружало ведомость. Брать людей на временную работу, не платя за них в фонд соцзащиты и пенсионный фонд, не организовывая для них постоянное рабочее место и не оплачивая отпуска и больничные, - это существенная экономия. Так что самозанятость пришла очень вовремя.
– "Рокет Ворк" ведь не единственный проект вашей команды. У вас под зонтиком "Рокет Хьюманс" есть сразу несколько платформ, онлайн-сервисов, в том числе и финансовых. Можно поподробнее, что вы еще делаете и зачем это вам?
– Да, мы развиваем несколько собственных продуктов и помогаем в этом другим. В сегменте B2B, например, мы запустили сервис финансовой доставки с идентификацией "Фаст Ривер". Он не про курьеров, которые вам просто что-то привезут и подпишут бумажки: это переосмысленный, построенный на нашем IT-решении путь от заявки до довольного клиента, с которым встретились в удобное время и в правильном месте, рассказали про продукт и ответили на возникшие вопросы. Сервис востребован как финансовыми организациями, так и сервисами доставки, операторами связи, удостоверяющими центрами.
В формате В2С у нас есть приложение BlaBlaTalk (4+) - сервис, позволяющий общаться с профессиональным слушателем. Я подчеркиваю: с профессиональным. Весь смысл в том, что ты беседуешь с человеком, который обладает очень высоким уровнем эмпатии. Он не лечит тебя, не просит заглянуть внутрь тебя, он просто переживает вместе с тобой твою жизненную ситуацию и поддерживает.
– Можете объяснить "на пальцах"?
– Давайте попробую. Когда ты встречаешь незнакомого человека в электричке, то с ним очень легко обсудить даже самые сокровенные чувства. Ведь когда ты рассказываешь что-то близким, то нужно все время останавливаться: думать, как не расстроить жену, не напугать маму, не показаться друзьям неумным, а коллегам - слабым. В BlaBlaTalk ты ничего никому не должен. Слушатель - это твой эмоциональный и интеллектуальный партнер. Так что ты просто говоришь то, что хочешь, и все остается внутри сервиса.