Владимир Шульга, Cloud.ru: "Если в бизнесе меньше 100 человек, вам только облако и нужно"

Cloud.ru

Что такое облачные провайдеры, какому бизнесу они нужны в первую очередь, а также при чем тут ИИ и суперкомпьютеры, в интервью ТАСС рассказал директор по продуктовой разработке российского облачного провайдера Cloud.ru Владимир Шульга.

— Если я в Москве у первого попавшегося прохожего спрошу, что такое облако, с большой вероятностью мне ответят: "Туда мы сливаем фотографии, если кончилось место в смартфоне". Соответственно, вопрос: как правильно и быстро объяснить человеку, что такое в 2024 году облачный провайдер?

—​​​​​ ​​Для большинства из нас это и есть неограниченная мощность хранения и вычисления. Что-то вовне, куда человек может и сгружать данные, и что-то обрабатывать, получать результат.

Но если мы говорим про наш бизнес, мы все-таки не хранилище данных, мы делаем IT для IT. Облачный провайдер - это вынос и инфраструктуры, и мощностей, оперативной памяти, GPU за пределы компании-заказчика. А главное, это возможность разгонять все предоставленные бизнесу мощности в практически неограниченных масштабах - вместе с ростом задач бизнеса. Ну и стойки с серверами, очевидно, вам больше не потребуются.

— Понятно, что это в первую очередь B2B для крупных заказчиков, но к этому мы перейдем чуть позже. У Cloud.ru есть такая платформа Cloud.ru Evolution. Я сделал вывод, что это условно бесплатная платформа, которая и физлицам доступна, в том числе начинающим индивидуальным предпринимателям - разработчикам, дизайнерами и кому угодно. Правильно ли я понимаю суть платформы?

 Не совсем. Cloud.ru Evolution подходит для бизнесов разных масштабов - от микро до огромных. А ее суть в том, что это наш флагман, платформа, сделанная полностью собственными силами на базе open-source-компонентов. То есть, это не "коробочное" решение, допустим, от иностранных сервисов, а наша история, которую мы полностью развиваем и контролируем. Это значит, что мы ничем не ограничены в смысле ее кастомизации и масштабирования, не зависим от владельцев внешней платформы.

Это результат работы нашей компании за пять лет и, соответственно, весь накопленный опыт взаимодействия с нашими клиентами, опыт продажи вендорских платформ, понимание того, что нужно клиентам в России, собственно, лучшее из того, что есть на рынке. И, полагаю, среди лучшего из того, что есть за границей.

— Правильно ли я понимаю, что как бизнес вы начинались с продаж и поддержки вендорских платформ? И вот это первый ваш собственный внутренний продукт для российского рынка - не вендорский, а именно ваш?

Да, мы начинали в 2019 году с продажи. И довольно быстро начали разрабатывать свою платформу. Потому что, если взять "коробочные" решения, которые мы продавали, то у них не было единой авторизации, прочих элементов общей системы. Мы начали это разрабатывать и достаточно быстро уперлись в потолок, потому что не контролируем изначальную платформу от вендоров целиком. Ну и нельзя быть технологическим лидером, если основная часть бизнеса - это продажа вендорских решений. А у нас была амбиция стать номер 1 на рынке.

В каком-то смысле мы предвосхитили дальнейшие события, потому что к моменту, когда начали отключаться иностранные сервисы, у нас уже в разгаре было создание Cloud.ru Evolution, а в конце 2023 года мы вышли в бета-режим. Сейчас эта платформа уже доступна публично, а на ближайшей нашей конференции GoCloud 21 марта мы максимально подробно о ней расскажем. 

— А есть уже первый фидбэк?

Мы не с нуля это делали, у нас много клиентов, мы опирались на их запросы, на накопленный опыт. Отзывы позитивные, и это нас вдохновляет. Когда мы делали мероприятия для заказчиков, где показывали, как работает продукт, какие задачи решает, у каждого стенда стояла куча народу, по четыре часа клиенты расспрашивали. И потом я с разработчиками общался и видел их горящие глаза. Их всех это очень вдохновило, потому что когда ты, условно, по 2-3 года сидишь, разрабатываешь продукт и живых клиентов не видишь, это одно. А когда понимаешь в реальности, для кого это делаешь, настрой сразу появляется.

— А почему такая реакция? Мало аналогов в России? Есть конкуренты?

Если говорить о Cloud.ru Evolution, то ближайшие конкуренты - крупные российские облачные провайдеры.

— Хорошо, а для кого это? Давайте предположим, у меня бизнес, допустим, 70 человек штат, скажем, ритейл. Вот в какой момент мне, как бизнесу подобных размеров, нужен первый облачный сервис?

Если вас меньше, чем 100 человек, и cам ваш бизнес - не IT, а любая другая отрасль, вам только облако и нужно. И вот почему. Обычно все говорят о том, какое дорогое "железо" и что его постоянно надо модернизировать, но есть еще одна огромная статья расхода - люди.

IT-специалисты сейчас обходятся очень дорого. Плюс к тому, хорошему разработчику должно быть интересно то, что он делает, иначе он просто уйдет в другое место, чтобы развивать свои компетенции.

Или как часто бывает: вы нанимаете человека, он настраивает и запускает вам серверы, программное обеспечение. Все это работает, например 2-3 года. Потом что-то ломается или что-то надо обновить, а тот человек уже уволился. А новый разработчик говорит: "С этим старьем уже невозможно работать, нужна глубокая модернизация, нужно все делать с нуля".

— Проблема классическая.

Да, это постоянная борьба. Поэтому я считаю, что все, что не IT, и все, что меньше 100 человек, автоматом должно жить в облаке, потреблять SaaS и PaaS, возможно, по подписке. По моему личному мнению, это единственное правильное решение для бизнеса, который хочет существовать больше пяти лет.

— А вот, кстати, если мы говорим о подобном виде бизнеса, ну или о сфере услуг, вот сеть барбершопов у меня, то что им брать - SaaS и PaaS?

Смотрите, вот если вам нужен 1C в офисе, вы это как идентифицируете - как SaaS или PaaS?

— Я бы так сказал: если я положил в облако весь функционал своего бизнеса со всеми атрибутами, то это PaaS, а если я там веду только, допустим, статистику холодных звонков, то это SaaS. Или я неправильно формулирую?

Вот эта грань очень тонкая. Давайте тогда говорить, что вам точно не нужно идти в IaaS. Если вы не IT, то это пустая трата денег.

— Вот, кстати, мы и перешли к деньгам. Есть разные точки зрения на то, что выгоднее стратегически: собственная IT-инфраструктура или облачные сервисы. И у обоих подходов есть свои адепты. Сейчас, как я понимаю, аргументы меняются, потому что ускоряется развитие, острее необходимость модернизации. Что все же выгоднее, победили ли вы в этом вопросе?

Мы уже поговорили про маленький бизнес, не IT, которому желательно в облаке существовать. И если дальше говорить о выборе типа облака, то это довольно глубокая история. Но вот что лежит на поверхности: требуются ли бизнесу заметные и постоянные инновации.

Например, история с GPU. Они морально устаревают за пару лет, а когда ты покупаешь собственное оборудование, ты планируешь, чтобы оно проработало пять с плюсом лет. Это уже становится невозможным, и очевидно, что постоянная модернизация выгоднее в облаке. Да и люди дорожают.

Поэтому я думаю, что и в больших историях, и там, где бизнесу важна скорость, где бизнес сильно зависит от новых технологий, облако необходимо. Тот же e-com, у которого внутри множество рекомендательных систем и прочего.

В тренде подход с гибридным облаком, когда часть нагрузок может выезжать в публичный контур, а часть существовать внутри, и все это образует единый IT-ландшафт компании. И доля облака в таком гибриде будет расти. 

— А откатимся к аргументу о том, что когда у бизнеса собственное оборудование, его необходимо постоянно обновлять, и ты можешь не успевать за своей отраслью рынка. Хорошо, я выбрал облако, но какие у меня гарантии, что вы будете успевать за этой модернизацией? Тем более в текущих условиях.

Ключевая характеристика любого облака - это capacity. Масштаб наших ресурсов значительно превышает тот же показатель у любого заказчика. В этом смысле наша задача - чтобы заказчик вообще не думал, а просто приходил и выбирал то, что ему нужно. Мы постоянно следим за запросами наших клиентов на предмет новых типов процессоров, за модернизацией, за утилизацией в том числе.

— Я, скорее, не про вас конкретно, а о том, что сейчас в России с модернизацией, закупкой вычислительных мощностей?

Мы не особо видим проблемы с "железом". Скорее, есть нюансы с программным обеспечением - не стало подписок, лицензий, которые раньше были. Наверное, сейчас пострадают зарубежные программно-аппаратные комплексы, где комбо из "железа" и софта, которое требует поддержки иностранного вендора. Потому что, если эта штука сломается, непонятно, что там произошло и как с этим жить. Достаточно рискованно полагаться на то, что ты сам это починишь, купишь. Мы решаем это тем, что у нас нет завязанных на отдельно взятом вендоре и на его условиях комплексов.

— К слову, об ушедших иностранцах. А этот спад конкуренции не расхолаживает отрасль?

Тут две стороны медали. Очевидно, что ушли сильные конкуренты. Но наши разработчики достаточно избалованы хорошим качеством продукта и не хотят снижать требования. Им нельзя сказать, что "теперь вот так".

Причем технологически я не вижу, чтобы мы в чем-то радикально уступали. Речь может идти разве что о ширине продуктовой линейки, доупаковке в готовые предложения того, что мы и так уже сейчас можем. Я вижу задачу облачных провайдеров в том, чтобы делать очень понятные сценарии для компаний-заказчиков, стать IT-супермаркетом для бизнеса.

— Чтобы бизнес зашел в этот супермаркет, нужно, чтобы он ему поверил. Самый популярный аргумент против облачных провайдеров - это вопрос "чувствительных данных", которые ты передаешь кому-то на сторону. Вдруг утекут. Как с этим быть?

Да, кибербезопасность - один из суперострых вопросов у заказчиков. Мы проводим очень много мероприятий, где демонстрируем свое соответствие всем возможным сертификатам, аттестатам, требованиям и так далее. Это основа.

Ты можешь сколько угодно рассказывать, как классно у тебя та или иная технология сделана, и всегда найдется скептик, который будет говорить: "У вас там возможна уязвимость". На мой взгляд, это репутационная история, которая накапливается годами. Раз споткнешься - и все.

— А у вас ревнивая отрасль? Вот на вашу конференцию, GoCloud, кого-то из компаний-конкурентов звали?

Конечно, звали всех участников рынка. Не только как зрителей, как спикеров тоже. Мы не хотим монополизировать опыт и понимаем, что российский рынок достаточно узкий, все друг друга знают.

Вот буквально недавно смеялись: один коллега переходил в компанию соседнего провайдера, мы встречались на его вечеринке, и там были представители 5-6 облаков из 10. Шутим, что пора делать вечеринку облачных провайдеров.

— К слову, о кадрах. Как устроена ваша вертикаль, сколько там человек работает? 

Я отвечаю за разработку всех наших собственных продуктов. Это 600 плюс человек, поделенных на матричные команды, кросс-функциональные. Это вся вертикаль: разработчики, тестировщики, аналитики, менеджеры продукта и другие. Далее подключаются кросс-функциональные подразделения: дизайн, кибербезопасность и так далее.

— 600 человек - это очень много. А всюду говорят, что у нас кадровый голод на рынке IT, что ниша перегрета. Это так?

Ситуация непростая, но я бы не назвал ее критичной. Ищем, находим, выращиваем. А зарплаты растут, да - этот процесс не остановился.

— Недавно, кстати, мы обсуждали одну гипотезу про искусственный интеллект: что, как ни странно, он может очень сильно помочь гуманитариям на рынке труда. Потому что ИИ будет делать всю работу именно за разработчиков, а вот придумать идею, выбрать идею и продать идею - останется задачей человека.

Доля истины тут есть. Но я, честно говоря, не верю в ближайшее будущее, где человек полностью будет окружен нейросетями. Да и не хотел бы в таком будущем оказаться, где за тебя все делают, где ты оказываешься в некой золотой клетке. В любом случае, людям будет, что поделать - и техническим специалистам, и гуманитариям.

— Значит, эти 600 сотрудников пока могут не волноваться.

— Их только больше станет, они просто перепрофилируются.

— Это очень важное замечание, потому что основной страх перед ИИ заключается в том, что нейросети оставят людей без работы.

Ну нет, ИИ же про то, что мы повысим эффективность. И зачем тогда останавливаться, если можно развиваться? Аппетит приходит во время еды. Например, раньше грузы перевозили повозки с лошадьми, потом им на замену пришли фуры. Это же не значит, что перевозки сократились. Наоборот, их стало гораздо больше, как и людей, задействованных в процессе.

— В идеале для развития своих ИИ-моделей бизнесу нужны суперкомпьютеры. Но их нельзя просто так взять и купить. Зато они есть у облачных провайдеров. Все верно?

— Помимо того, что у нас есть суперкомпьютеры, у нас есть платформа для обучения моделей искусственного интеллекта Cloud.ru ML Space. Мы ее первую версию запустили в 2019 году вместе с запуском нашего первого суперкомпьютера Christofari. Ну и дальше эта платформа существует, активно развивается. Клиенты на этой платформе обучают свои модели.

— На фоне всплеска интереса к ИИ усилился ли приток заказчиков именно на обучение своих моделей?

Да, мы видим интерес у ритейла, у классифайдов. Это разнообразные дополнительные сервисы для их клиентов, для их аудитории, которые они развивают с помощью обученного под свои задачи ИИ.

— А вы сами ИИ в свой бизнес интегрируете?

Конечно, мы такая же организация со своими бизнес-процессами, во многих областях повышаем эффективность с помощью ИИ-помощников, улучшаем нашу техническую поддержку. Это и с кибербезопасностью связано, и со многими направлениями нашей работы.

— То есть, это не какая-то разовая помпезная интеграция ИИ, а такое будничное повсеместное внедрение.

Конечно. В моей вертикали есть департамент инноваций. Там есть группа, которая на постоянной основе занимается внедрением ИИ-инструментов в процессы нашей компании.

— Сколько человек там работает?

Десять, но это только ИИ. А в целом на инновациях занято порядка 40 человек.

— Это хорошая цифра. Давайте финальный вопрос. Представим, что вы не облачный провайдер, а рок-группа. Какие творческие планы?

Конечно, 10 платиновых альбомов (номер один по выручке) и Woodstock (номер один по популярности), концерт с симфоническим оркестром (технологическое лидерство, технологический паритет с ближайшим конкурентом). А дальше - только вперед и вверх.

 — Ярко. Спасибо.