Председатель Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования Рената Абдулина о направлениях деятельности ассоциации сегодня, потенциале отечественных IТ-решений на международном рынке и дефиците кадров на российском IТ-рынке, а также о том, что беспокоит IТ-заказчиков.
— Какие направления деятельности Ассоциации на сегодняшний день в наибольшем приоритете?
— Во-первых, это работа, связанная с нормативным правовым регулированием IТ-отрасли. Мы анализируем действующее законодательство и нормативную базу и направляем свои инициативы в соответствующие органы: либо в профильные министерства и ведомства, либо в Государственную Думу. За три года существования Ассоциация направила регуляторам более 200 предложений к нормативным правовым актам. Из них почти 100 были учтены. И для нас это достаточно высокий показатель работы, потому что, конечно, это касается прикладных, значимых для отрасли и компаний Ассоциации направлений.
Второе направление - это работа с отечественными производителями. В ней у нас задействованы два комитета Ассоциации. Это комитет по тестированиям и апробациям, который возглавляет начальник департамента информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций "Газпром нефти" Антон Думин, и комитет по развитию отечественного ПО, который возглавляет заместитель президента, председателя правления "Ростелекома" Дарий Халитов. Изначально мы запустили этот трек как отработку функциональных дефицитов отечественных решений, но потом вендоры предложили рассуждать в логике и терминологии, что мы предоставляем разработчикам информацию о функционально-технических требованиях крупнейших заказчиков.
Механизм следующий: мы выбираем класс ПО или конкретный продукт, собираем функционально-технические требования наших компаний к данному классу, консолидируем их, после чего отправляем либо в профильную ассоциацию разработчиков, либо в соответствующий центр компетенций. И затем начинается совместная работа - коллеги анализируют, группируют наши требования в рамках своего класса по блокам, отправляют нам на приоритизацию.
В этом же блоке работы мы проводим открытые технологические визиты, в ходе которых приглашаем для личного обмена опытом и мнениями вендоров и компании, уже внедрившие и пользующиеся тем или иным решением.
— Что сейчас беспокоит крупнейших российских IТ-заказчиков?
— Крупнейших IТ-заказчиков беспокоит настоятельный характер рекомендации со стороны регулятора приближаться к стопроцентному импортозамещению по большому количеству классов. Важно отметить, что наши компании ведут политику импортозамещения уже 5-7 лет и по некоторым классам достигли или приближаются к стопроцентному показателю. Однако есть классы, конечно, это преимущественно касается промышленного ПО, в которых высокий процент импортозамещения на сегодня невозможен. И поэтому один из сложных и объемных треков нашего диалога с регулятором связан с поручениями и рекомендациями, касающимися стратегии цифровой трансформации в части показателей, процентов, которые наши компании должны достигать.
Это в целом побудило нас отстроить отдельный трек работы с Минцифры, центрами компетенций и с профильными ассоциациями производителей для анализа зрелости и готовности отечественных продуктов по тем классам, по которым нам необходимо приблизиться к стопроцентному импортозамещению. Например, СУБД и операционные системы.
В рамках трека импортозамещения перед бизнесом сегодня встают важные вопросы, связанные с необходимостью обеспечения бесшовной технологической адаптации и сохранения эффективности в рамках выстроенных бизнес-процессов. Преодоление этих вызовов возможно только при условии аккуратного регуляторного подхода.
— С какими именно вызовами сталкиваются компании в ходе внедрения российских решений? В чем сложность?
— Ограниченная совместимость с другими отечественными системами, недостаточная совместимость софта и железа, где-то - недостаточность производственного функционала и ограничения в масштабируемости. При этом мы видим, что отечественный IТ-рынок за последние 3-5 лет сделал большой скачок. И мы стараемся не сравнивать его с западным, а живем в логике необходимости самостоятельного пути развития наших производителей.
— Какая позиция Ассоциации относительно планируемого ограничения со стороны Минцифры на разработку для внутреннего использования госкомпаниями базового ПО, отечественные аналоги которого доступны на российском рынке?
— О конкретных замечаниях, пожеланиях мы сможем говорить, когда появится соответствующий проект документа. Мы готовы принять непосредственное участие в проработке вместе с Минцифры регламента и критериев. Сегодня общее пожелание одно - чтобы в рамках существующего требования, по которому расходы на разработку ПО для собственных нужд госкомпаний не должны превышать 30% от общей суммы расходов на цифровую трансформацию, не было изменений данного значения.
Сегодня для обсуждения возможности снижения доли инсорсинга в процессах импортозамещения госкомпаний необходимо крайне осторожно и детально рассмотреть критерии, которые позволяют охарактеризовать решение как инсорсинговое, а также изучить рыночную ситуацию и востребованность отдельных классов, условия их разработки и инвестиционную составляющую. Кроме того, инсорсинг выступает базой для создания отраслевых продуктов, и поэтому нам необходимо договориться с регулятором о том, как соблюсти баланс между необходимостью создавать отраслевые решения с учетом экспертизы крупнейших компаний и необходимостью поддержать рынок и IТ-производителей.
Отчасти инсорсинг - опора производственных процессов, а нарушение их непрерывности влечет за собой для компаний многомиллионные убытки. Собственные разработки с ориентацией на реальные производственные потребности - гарант безопасности для крупнейших потребителей ПО. У них есть специфические технологические процессы, существует ряд узкоспециализированных областей, которые уникальны для определенных бизнес-направлений или отраслей и не представляют интереса для коммерческих компаний из-за своей ограниченности. Поэтому разработку части решений госкомпании осуществляют собственными силами, так как рынок не всегда может обеспечить такие потребности. При этом, даже говоря о дочерних IТ-компаниях, нужно отметить, что такие компании создают условия для развития IТ-специалистов и IТ-отрасли в целом.
— Какие виды кооперации в IТ-отрасли доказали свою эффективность в рамках курса на импортозамещение?
— Свою эффективность доказала кросс-отраслевая кооперация. В том числе проработка на базе Ассоциации функционально-технических требований с производителями: АРПП "Отечественный софт", ЦКР-ами и другими объединениями. Часть требований заказчиков, входящих в Ассоциацию, к системам резервного копирования и системам управления базами данных уже либо реализована, либо заложена в планы развития продуктов.
Еще один вид эффективной коммуникации в текущих условиях цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и курса на импортозамещение - трехсторонняя совместная кооперация заказчиков, разработчиков и государства.
В этом году мы провели конференцию, которая показала, что это очень востребованный формат для поиска точек роста и баланса интересов всех ключевых игроков отрасли. Мы уже анонсировали проведение в следующем году "АКПО-Конф 2025". Ее фокусом станет синергия и консолидация усилий крупнейшего бизнеса страны и IТ-производителей, а также регуляторов отрасли.
— Как крупнейшие потребители программного обеспечения оценивают потенциал российских IТ-компаний и их решений на международных рынках?
— В дружественных странах есть и запросы, и потенциал для развития там наших решений. Дополнительные рынки - это дополнительные возможности для российских вендоров, это повышение конкурентоспособности, зрелости и готовности продуктов. Мы считаем, что это дает правильный импульс отечественным компаниям. Ведь востребованность на внешних рынках говорит о высоком качестве продуктов, и мы уверены, что у российских решений есть потенциал экспортного развития.
Для акселерации международного развития необходима организация эффективных отраслевых площадок для предметного обсуждения стратегий продвижения на внешних дружественных рынках, например в рамках отдельного специализированного трека на базе БРИКС.
— Как сейчас российские компании решают вопрос с дефицитом IТ-кадров?
— Сегодня в публичном поле часто используется цифра, что кадровый дефицит IТ-отрасли в России составляет миллион человек. Можно по-разному относиться к этой оценке. Но, например, потребность в найме сотрудников в некоторых IТ-дочках компаний нашей Ассоциации составляет по тысяче человек ежегодно.
Решение кадрового вопроса - это не только привлечение новых специалистов в отрасль, но и закрытие дефицитных компетенций. А в дефиците сегодня компетенции по работе именно с отечественными IТ-решениями.
Немаловажен сегодня также регуляторный вопрос, и в этом направлении Ассоциация ждет для детального рассмотрения информацию по конкретным критериям в рамках инициативы Минцифры об обязательных отчислениях IТ-компаний на поддержку профильных вузов в качестве условия для продления аккредитации.
Алексей Забелин