Нас пытались отменить, но мы держимся: второй сезон "Утреннего шоу"
Тамара Ходова — о попытке Apple сделать актуальный проект, который до боли напоминает старомодные мелодрамы середины нулевых
Во время запуска стримингового сервиса Apple TV+ в 2019 году сериал "Утреннее шоу", в который была вбухана куча денег и звезд, должен был стать венцом творения, на который, как на горячие пирожки, сбежались бы подписчики. Тогда довольно конвенциональному, хоть и дорогому и красивому шоу удалось "выехать" на резонансной теме MeToo и культуры отмены, что сделало его более или менее увлекательным и актуальным. Во втором сезоне шоуранер Кэри Эрин при поддержке генпродюсеров и главных звезд сериала Дженнифер Энистон и Риз Уизерспун пытается повторить этот наполовину удавшийся трюк, но получается у нее еще хуже, чем в первый раз.
Финальная серия первого эпизода оставила выдуманный телеканал UBA в полном беспорядке: старший агент по поиску талантов Ханна (Гугу Мбата-Роу) покончила жизнь самоубийством; исполнительного продюсера Чарли "Чипа" Блэка (Марк Дюпласс) и директора Корри Эллисона (Билли Крудап) уволили; а ведущие "Утреннего шоу" Алекс Леви (Дженнифер Энистон) и Брэдли Джексон (Риз Уизреспун) на короткие пять минут наконец-то нашли общий язык и уличили руководство телеканала в создании токсичной культуры, которая поддерживала сексуальные домогательства и держала сотрудников в страхе.
Второй сезон должен как-то разобраться с этим беспорядком и создать новое шоу как в прямом смысле, так и на экране, и есть ощущение, что сценаристы сами не знают, как это сделать. На протяжении всего сезона сериал похож на красиво снятый беспорядок. Прошло восемь месяцев, одна из самых популярных передач в Америке "Утреннее шоу" более или менее встала с колен и научилась функционировать без двух своих главных звезд — Митча Кесслера (Стив Карелл), которого обвинили в сексуальных домогательствах, и Алекс Ливи, решившей после своей обличительной речи уволиться и написать мемуары. Корри в итоге так и не уволили, и он исполнил свою мечту, став президентом UBA, а Чип нанялся продюсером в другое, более спокойное место, нашел себе невесту и очень счастлив быть вдалеке от ужасов "Утреннего шоу". Лучше всех устроился "отмененный" Митч, который живет на озере Комо в Италии, кушает джелато и знакомится с обаятельной итальянкой Паолой (Валерия Голино).
Но все это ненадолго. Все герои практически сразу же возвращаются на круги своя. Можно это объяснить тем, что люди склонны обращаться к старым сценариям поведения, даже если они приносили им боль, ну или тем, что сценаристы просто не знают, что делать с сериалом без старых персонажей. Новые в нем, конечно, тоже появляются, однако они не настолько харизматичны, чтобы дать ему новое дыхание: замена Корри на посту исполнительного директора, молодая и сдержанная Стелла Бак (Грета Ли) и ведущая Лора Петерсон (Джулианна Маргулис).
Генеральный продюсер сериала Энистон еще до запуска первого сезона говорила о том, что они не планировали делать секс-скандал его центральной темой. Однако движение MeToo набрало вес и в итоге стало центральной темой проекта.
Эта повестка более или менее исчерпала себя в первом сезоне, по крайней мере, в том виде, что ее представила Apple. Компания не отличается радикальными взглядами и прежде всего ориентирована на семейную аудиторию, поэтому ее главная цель не обличать и поучать, а выполнять седативную функцию и приносить комфорт в дом хотя бы на несколько часов. Так что культура отмены в интерпретации Apple — это все равно что рассказ Disney про Холокост. Все очень сдержанно, без явных ужасов и, к сожалению, огромного куска правды
Темой нового сезона стала жизнь в той самой культуре отмены, еще нестабильной и не до конца сформировавшей свои принципы. В сериале есть несколько остроумных попыток показать, что любые действия сейчас могут оскорбить кого угодно — и консерваторов, и либералов — и что бы ты ни делал, все равно ты поступишь неправильно. Еще одна интересная находка сериала — идея показать жизнь после отмены на примере персонажа Стива Карелла. Однако здесь сценаристы попадают в серую зону. Понятное дело, что все обвиняемые в сексуальных домогательствах тоже люди, правда, далеко не все из них такие же приятные и раскаявшиеся, как Митч Кесслер. В большинстве своем они остаются злыми и обиженными сильными мира сего, у которых отняли власть. Например, как бывший президент UBA Фред Миклен в исполнении Тома Ирвина. Было очень приятно наблюдать за его падением в первом сезоне, но самое ужасное то, что это вообще ничего не меняет. И это самая, наверно, грустная мысль, на которую наводит шоу.
Все интриги в итоге снова сводятся к тому, кто кого подсидит и кто кого перехитрит. Героям "Утреннего шоу" далеко до персонажей Аарона Соркина в "Комнате новостей", что вполне объяснимо, потому что таких идеальных людей в реальности просто не существует. Однако это сводит сериал к старомодной мелодраме вперемешку с процедуралом, и за мелочными интригами героев с каждой новой серией все тяжелее наблюдать. Также "Утреннее шоу" пытается обыграть еще более горячую тему, чем MeToo, — пандемию. И есть такое ощущение, что говорить на эту тему пока еще рано или уж точно не тем языком, что использует Apple. Тревожные картинки из Уханя и зловещие предупреждения о распространении вируса не вызывают ни холода в груди, ни усмешки. Мы и так уже знаем, к чему все это приведет, мы живем в этом сейчас, и нам не нужна такая прямолинейная художественная интерпретация событий недавнего прошлого, чтобы понять, как мы были не правы. В целом "Утреннее шоу" получилось дорогостоящим сериалом, созданным для стриминга, который ужасно напоминает телевидение в середине нулевых. И это, к сожалению, не комплимент.
Второй сезон сериала "Утреннее шоу" можно посмотреть на Apple TV+ с 17 сентября