Одно из эмпирических правил биржевой торговли гласит, что неожиданную быструю прибыль по позициям надо фиксировать. Это связано с тем, что быстрое и сильное движение цены бывает непродолжительным и неустойчивым. То, что быстро подорожало, способно так же быстро подешеветь, и наоборот.
Это вдвойне справедливо для таких инструментов с "плечом", как фьючерсы и опционы. Большая прибыль в них может легко смениться столь же масштабным убытком. Именно поэтому среди участников биржевых торгов сформировался достаточно широкий класс внутридневных трейдеров, никогда не переносящих открытые позиции на следующий день.
Второе принципиальное правило представителей этого класса биржевых спекулянтов заключается в том, что они не допускают большого убытка по открытым позициям даже внутри дня. С их точки зрения, правильнее закрыть неудачную позицию с небольшой потерей и попытаться заработать больше в следующей сделке.
Это достаточно сложный и утомительный стиль торговли. Благо, что современные технологии позволяют его полностью или частично автоматизировать. Зачастую внутридневной трейдер совершает десятки, сотни и даже тысячи сделок в рамках одной лишь торговой сессии. Но при этом он может не иметь прибыли под закрытие торгов.
Вместе с тем удачно открытая позиция способна принести очень серьезную прибыль даже в течение нескольких часов. Собственно говоря, внутридневные торговые стратегии заточены на "ювелирное" открытие и закрытие позиций с минимальным уровнем риска. Именно этот навык развивают в себе внутридневные трейдеры и оттачивают внутридневные алгоритмические торговые системы.
Методология этого типа биржевой торговли предполагает, что краткосрочное удержание позиций является не недостатком, а преимуществом. Такая точка зрения имеет право на существование. Многие акции в отдельные дни демонстрируют намного больший прирост или падение, чем по итогам целых недель и даже месяцев.
В рамках подобной парадигмы даже безубыточная позиция, не приносящая быстрой прибыли, указывает на неправильный выбор момента и уровня для совершения сделки. Это вполне логично для "скальперских" стратегий, предполагающих большое количество операций, каждая из которых приносит скромную прибыль.
Однако высшим пилотажем для внутридневного трейдера является умение вовремя распознать зарождающееся экстремальное движение цены и успеть открыть позицию в правильном направлении. Остановимся на нескольких кейсах, представляющих пример возможности получения огромной прибыли внутри дня.
Без заработка и убытка
Начать стоит с недавнего резкого взлета фьючерсов на никель на Лондонской бирже металлов (LME) более чем в три раза за пару торговых дней. Явная тенденция к росту стоимости этого металла наметилась еще с 1 марта текущего года. Однако 7 марта трехмесячные контракты подорожали с $28 919 за тонну до $48 078 за тонну. А к середине следующего дня их цена ненадолго превысила, казалось бы, невероятный уровень $100 тыс.
Впрочем, именно в тот день внутридневные трейдеры парадоксальным образом остались без своего законного заработка. А менее удачливые из них неожиданно не получили убытка. Движение цены оказалось настолько масштабным, что Лондонская биржа металлов не только приостановила торги, но и приняла беспрецедентное решение об отмене всех совершенных в тот день сделок на общую сумму порядка $3,9 млрд.
Торги фьючерсами на никель на LME возобновились лишь через неделю. А еще через неделю биржевая цена на никель уже приблизилась к исходному уровню, с которого начинался ее резкий двухдневный взлет. Это классический пример того, что сильный и быстрый рост биржевых котировок может оказаться непродолжительным. Подобное движение дает возможность много заработать и на росте котировок, и на их падении. Однако не закрытая вовремя позиция или открытая в любую сторону способна привести к серьезному убытку. Другой урок заключается в том, что большие потери на рынке иногда несут даже очень крупные игроки, занимающие на нем доминирующую позицию.
Что же произошло с ценами на никель весной 2022 года? Мы наблюдали на товарной бирже классическую ситуацию, когда один из участников торгов открыл слишком крупную для себя и для рынка позицию. Китайская компания Tsingshan Holding Group Co. выступала на рынке в качестве хеджера, являясь крупнейшим производителем никеля в мире. Тем не менее указанный факт не освободил ее от обязанности поддерживать необходимый уровень гарантийного обеспечения по открытым на бирже коротким позициям в поставочных фьючерсных контрактах. В какой-то момент гарантийного обеспечения стало недостаточно. Такая ситуация подразумевает принудительное сокращение убыточной позиции по любой цене, что еще сильнее взвинтило стоимость фьючерсов на указанный металл.
Согласно просочившейся в СМИ информации, проблемы с недостатком средств у компании Tsingshan начались еще за несколько недель до этих событий. А с начала марта свою роковую негативную роль для нее сыграли обоснованные опасения резкого сокращения поставок никеля из России на фоне резкого ужесточения режима внешних санкций в отношении РФ (обеспечивает порядка 10% мировых поставок указанного металла).
Попутно надо отметить, что состоявшийся взлет цен на никель не был обусловлен сугубо рыночной психологией и таким ограничивающим фактором, как приближение срока исполнения фьючерсов и опционов. В данном случае имели место и вполне объективные фундаментальные условия.
Согласно недавней оценке российской ГМК "Норильский никель" (GMKN), в октябре 2021 года мировых запасов никеля хватало на 19 дней глобального потребления, палладия — на 22 дня, а меди — всего лишь на восемь дней. Неудивительно, что биржевые цены на промышленные металлы настолько эластичны.
На бытовом уровне вполне очевидно, что неожиданная остановка ближайшего крупного хлебозавода приводит к тому, что аналогичная продукция на какое-то время становится дефицитной. Эта закономерность в равной степени справедлива и для таких глобальных товаров, как нефть, промышленные металлы или пищевое сырье.
К слову, в первой половине марта, одновременно с ростом цен на никель, мы наблюдали резкое удорожание фьючерсов на медь, алюминий, золото, серебро, платину, палладий, сахар, пшеницу и рис.
Предтечей этих событий стали неоднократные резкие колебания стоимости фьючерсов на европейский спотовый индекс цен на газ TTF (Dutch TTF Gas Futures). Указанная тенденция продолжается с начала текущего отопительного сезона в Северном полушарии. С 28 февраля по 7 марта цена этих контрактов по закрытию торгового дня выросла в 2,3 раза. Движение сопровождалось масштабными внутридневными перепадами стоимости.
Отрицательная цена
При разговоре о сильных колебаниях цены биржевых товаров никак нельзя не упомянуть про такой невероятный факт, как отрицательные цены на нефть. Что произошло 20 апреля 2020 года, когда поставочные фьючерсы на североамериканскую легкую нефть сорта WTI закрылись на уровне минус $37,63 за баррель. Суточное падение стоимости этих контрактов составило почти $56. Причиной столь сильного движения цены стала временная нехватка физических мощностей для хранения нефти.
Такая ситуация сложилась на фоне глобальной вспышки COVID-19, совпавшей с временным развалом международного соглашения об ограничении добычи нефти в формате ОПЕК+. В тот момент у участников биржевых торгов появилась реальная возможность приобрести на бирже огромный физический объем нефти с приплатой за ее прием. Но по очевидной причине инвесторы и спекулянты не сумели воспользоваться таким небывалым шансом.
Этот сюжет получил еще более причудливый оборот на Московской бирже. Торги "зеркальными" апрельскими фьючерсами на нефть сорта WTI в тот день были попросту остановлены на уровне $8,84 за баррель, поскольку отсутствовала технологическая возможность для заключения и проведения сделок по отрицательным ценам. Тем не менее указанные расчетные контракты в момент выхода из обращения были закрыты по отрицательной цене, определенной биржей NYMEX (Нью-Йоркская товарная биржа). В марте 2022 года Арбитражный суд Москвы отклонил коллективный иск со стороны участников биржевых торгов, понесших крупные убытки в связи с этой ситуацией.
Справедливости ради надо отметить, что колебания биржевой цены на сырьевые товары все же имеет опосредованную связь с их стоимостью за пределами биржи. Однако биржевой курс акций способен далеко отрываться от таких условностей, как разумная или справедливая цена. Например, пресловутые акции компании GameStop Corp. (GME) в январе 2021 года подорожали более чем в 11 раз за неделю. В один из дней их цена колебалась в диапазоне $112–483. В течение пяти последующих торговых сессий их курс вернулся в район $50.