Весну 1927 года можно считать окончанием восстановительного периода СССР после Гражданской войны, поскольку страна в основном достигла довоенных экономических показателей Российской империи. В апреле в Москве проходил IV съезд Советов, на котором председатель Совнаркома Алексей Рыков предложил пятилетний принцип планирования развития промышленности в стране. Тогда же еще не отменили положение о Новой экономической политике (НЭП). Во многих сферах общественной жизни царил дух свободы, надежд и предпринимательства. Проводилось много различных мероприятий, некоторые из которых по-настоящему изумляли публику.
Так, некая Ассоциация изобретателей-инвентистов организовала новаторскую экспозицию, посвященную будущему освоению человечеством космического пространства. 24 апреля 1927 года, 95 лет назад, в бывшем доходном доме Пороховщикова на Тверской улице в доме 68 (сегодня 28) открылась Первая мировая выставка моделей межпланетных аппаратов, механизмов приборов и исторических материалов. Организаторы называли себя "внеклассовой, аполитичной ассоциацией космополитов Вселенной". Предтечей же выставки можно считать столичный кружок по изучению мировых пространств, созданный двумя годами ранее.
Члены Ассоциации изобретателей верили, что совсем скоро наступит прогрессивное будущее, которое будет тесно связано с космосом, а у людей новой — коммунистической — формации их необычные идеи получат востребованность, что они смогут воодушевить не только советский народ, но и иностранных коллег.
Американцы, на приезд которых надеялись организаторы выставки, вежливо отказались от ее посещения, но многие немецкие теоретики и инженеры охотно откликнулись на приглашение.
Это письмо, а также переписку с зарубежными пионерами космонавтики Францем Улинским, Робертом Годдардом и Вальтером Гоманом опубликовал журнал "Уральский следопыт".
Фантастика! Русские первыми отважились устроить выставку, когда в капиталистических странах еще никто не помышлял об этом
Как формировалась экспозиция
В оргкомитет Первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов, механизмов приборов и исторических материалов входили уже пожилой президент ассоциации Александр Суворов, участник Гражданской войны, бывший политкаторжанин Иван Беляев, изобретатель-конструктор Георгий Полевой, летчик и изобретатель Александр Федоров, а также библиотекарь Ольга Холопцева (вела переписку, связанную с проведением мероприятия) и московский художник-оформитель Иосиф Архипов.
Именно Архипов создал любопытную витрину для выставки, где изображался лунный пейзаж с острыми пиками гор, серебристая космическая ракета у края большого кратера и маленький человечек в скафандре на скале. И все это находилось на фоне бескрайнего черного неба с большим сине-зеленым диском Земли. Как сообщали СМИ, пройти мимо подобной витрины было невозможно, у нее постоянно толпился народ. Картина будоражила воображение и возбуждала мечты о покорении космического пространства и далеких планет.
Большинство виднейших отечественных и зарубежных практиков и теоретиков космонавтики того времени прислали на выставку свои работы, печатные труды и проекты: Николай Кибальчич и Константин Циолковский (Российская империя и СССР), Роберт Годдард (США), Робер Эсно-Пельтри (Франция), Макс Валье и Герман Гансвиндт (Германия), Герман Оберт (Румыния) и другие. Наиболее крупным изобретателям и ученым на экспозиции посвящались специальные стенды. Всего в экспозиции насчитывалось семь разделов. Такого всеобъемлющего собрания материалов деятелей космонавтики ранее никогда не представлялось. Она проработала два месяца и прошла вполне успешно: посетили выставку не менее 10 тыс. человек.
Сегодня, конечно, с позиций современных знаний многое из демонстрированного на выставке может показаться наивным. Но тогда никто не мог всецело предполагать все сложности космических полетов; инженеры, теоретики и просто увлеченные космосом люди верили в реальность своих задумок.
Александр Федоров приехал в Москву с проектом так называемого атомного ракетомобиля. Движитель этого аппарата должен был работать на электрохимической энергии, возникающей в результате внутриатомных процессов (к тому моменту была уже разработана в целом теория радиоактивного распада). По замыслу изобретателя, "ракетомобиль" на шесть человек имел обтекаемую форму, которую он объяснял необходимостью старта с Земли с разгоном до 1 000 км/ч в атмосфере. Далее аппарат должен был выйти в дальний космос со скоростью 25 км/с.
Аппарат Георгия Полевого имел совсем иной физический принцип. Изобретатель предполагал использовать свойство соленоида выталкивать металлические предметы для создания мощнейшей электромагнитной пушки, которая позволит забрасывать снаряды на космическую высоту. К 1927 году, как раз к открытию экспозиции, его изобретение обрело законченный вид. Космостанция (электромагнитная пушка) Полевого представляла собой просверленный в горном массиве "компрессорно-соленоидный" тоннель, в котором по направляющим скользил бы особый вагон, заключенный в железный панцирь обтекаемой формы. Сверхмощная "компрессорно-соленоидная" станция, согласно расчетам, должна была придать этому реактивному вагону скорость до 1 600 м/с. "Ракетомобиль Полевого" по инерции должен был выйти в космос, постепенно развивая скорость до 11 км/с. При этом, достигнув высоты 150 км, панцирь должен был бы автоматически раскрыться и на парашюте упасть вниз, после чего его надлежало забрать наземным службам для повторного использования.
В пояснительной записке к проекту изобретатель указывал, что на большой высоте сопротивление среды будет незначительным и для сообщения вагону космической скорости потребуется горючих веществ значительно меньше, чем ракетам, поднимающимся непосредственно с земли. Кроме того, отсутствие пропеллеров и других выступающих частей в межпланетном вагоне могло бы сделать его легким и сравнительно небольшим, что облегчило бы маневрирование и возвращение на Землю.
В целом московская пресса отнеслась к выставке с интересом, но весьма иронично.
Выставка "Космополитов вселенной" только что открылась. Посетители идут сюда как-то застенчиво, оглядываясь, точно боясь, чтобы не увидел кто и не осмеял. Только у немногих решительный вид — так и кажется, что этот человек пришел записываться для первого полета на Луну. Впрочем, такие желающие в самом деле были…
Организаторы оказались предусмотрительны и для "лунных туристов" на выставке имелась специальная книжка, куда записывались все, кто хотел побывать на спутнике Земли. А рядом располагался уголок писателей-фантастов Жюля Верна и Герберта Уэллса с их космическими средствами передвижения в виде снаряда и сферы.
Среди посетителей были люди самых разных возрастов и профессий. Приходили рабочие и служащие, ученые и инженеры. Особенно много толпилось у входа молодежи, студентов. Не раз посещали экспозицию Фридрих Цандер (создатель первой отечественной ракеты на жидком топливе. — прим. авт.) и друг Циолковского известный ученый Александр Чижевский. Были народные артисты Антонина Нежданова и Надежда Обухова, поэт Владимир Маяковский. В памяти остался такой эпизод: в первые дни выставку посетил один молодой человек, оставшийся неизвестным, который сообщил, что у него имеется собственный проект космического корабля. Его проект поместили в экспозицию
Основоположник практической космонавтики
К моменту организации выставки Константину Циолковскому уже исполнилось 69 лет, он получил признание в научном мире, к нему перестали относиться как к глухому блаженному и высоко оценили его труды. Бедность и неурядицы остались в прошлом. Более четверти века ученый-самоучка упорно занимался темой космических полетов (первая рукопись на космическую тему "Свободное пространство" была написана в 1883 году, в 1887 году — небольшая повесть "На Луне", где он описал представления об ощущениях человека, попавшего на спутник Земли).
В статье "Исследование мировых пространств реактивными приборами" Циолковский впервые обосновал важное положение: аппаратом для успешных космических полетов могла стать ракета. Ученый также разработал концепцию жидкостного ракетного двигателя, в частности, определил скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему (т.е. разгон до второй космической скорости — 11,2 км/с). В 1920-е годы Циолковский занимался многими практическими вопросами космоса, которые позднее сформировали основу для советского ракетостроения. Он предложил варианты управления космическим кораблем, схемы охлаждения, конструкции сопла и системы подачи топлива. Труды Циолковского получили признание не только в нашей стране, но и во всем научном мире.
Результаты его пионерских трудов очевидны для всех, кто сегодня работает в области космонавтики. Он оставил нам математические расчеты, которые необходимы для понимания проблем, связанных со строительством многоступенчатых ракет, а его теории выдержали проверку временем
Не поддавшись на уговоры коллег, ученый весной 1927 года все же не приехал в Москву из Калуги, где постоянно жил и работал, оставаясь затворником. Однако знакомство посетителей с его работами, широко представленными на выставке, показали невероятное богатство идей Циолковского, умение заглянуть на десятилетия вперед.
Под скромной внешностью учителя, тихого и доброго человека скрывался громокипящий дух, безудержный полет творящей, созидающей и проводящей мысли, опередившей своих современников и потому непризнанной вплоть до старости! Он умел дерзать. Не имея ни чинов, ни орденов, ни научных званий, ни ученых степеней, он оказался значительнее и выше многих своих современников, которые в него бросали камни... Десятки тысяч математиков и физиков знали математику и физику лучше и в несравненно больших объемах, чем он, но они не оставили в области своих знаний даже малейшего следа. А Константин Эдуардович — оставил: число Циолковского, задача Циолковского, формула Циолковского
Несомненно, работы Константина Циолковского знал и конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР Сергей Королев. В сентябре 1957 года он побывал в Калуге и посмотрел, как шло строительство дома-музея основоположника практической космонавтики, который собирались открыть к его 100-летию 17 сентября. Тогда глава советской космонавтики сделал необходимые распоряжения, после чего, по свидетельствам очевидцев, работа пошла активнее.
То, что в 1927 году было еще планами и мечтами, постепенно входило в жизнь. Даже самая кровопролитная в истории человечества Вторая мировая война не смогла остановить стремление людей выйти в космос. Через 30 лет после организации Первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов, механизмов приборов и исторических материалов — 4 октября 1957 года — на орбиту Земли был выведен первый в мире искусственный спутник — советский космический аппарат "Спутник-1".