Голодные дети сверхдержавы: США столкнулись с кризисом детского питания
Владимир Костырев — о причинах нехватки детских смесей в Штатах
В стране не хватает еды для самых маленьких — объем предложения детских смесей снизился почти в два раза. Родителям предлагают временно использовать коровье молоко для вскармливания младенцев, но по возможности не делать этого в течение длительного времени. Матери разбавляют смеси, меньше кормят детей, тратят ежедневно по несколько часов на поиски еды для малышей. Срочные рейсы военных самолетов доставляют партии детского питания из-за рубежа по распоряжению президента.
Все это — реалии не какой-либо страны третьего мира, а повседневная жизнь последних недель многих семей в США. Причины кризиса исключительно внутренние — монополизм в экономике плюс избыточное, но, как оказалось, неэффективное государственное урегулирование, а также протекционизм.
Настоящий американский вкус
В феврале, когда администрация США начала мобилизацию поддержки Украине от стран Запада, а также наращивание санкционного давления на Россию, практически незаметной прошла новость об остановке завода по производству детских смесей компании Abbott в городке Стерджис, штат Мичиган. В Стерджисе, расположенном между Чикаго и Детройтом, живет всего около 10 тыс. человек, и вряд ли кто вспомнил бы об этом городке, если бы не завод. Abbott контролирует около 42% рынка детских смесей в США, и половина ее продукции производится именно на этом предприятии — крупнейшем в стране в этой сфере.
Началась история с того, что четверо детей отравились смесями с завода, причем двое — смертельно, — и предприятие временно прекратило работу. Так рынок лишился примерно 20% объема поставок.
Ситуацию усугубили и другие обстоятельства, тесно связанные с особенностями экономического и государственного устройства Соединенных Штатов. Федеральное Управление по вопросам качества продовольствия и медикаментов (FDA) три месяца не могло согласовать открытие предприятия. А запретительные торговые тарифы, которые были введены для поддержки американских компаний, таких как Abbott, не позволили заместить отсутствующую собственную продукцию экспортом — Abbott и еще три аналогичных корпорации вместе контролируют 90% рынка детских смесей в США. Еще одним фактором стало то, что действующие программы социальной поддержки в ряде штатов предусматривают льготы необеспеченным семьям, в силу действующих с Abbott контрактов, только при покупке продукции этого производителя.
Также стоит отметить, что в США мало распространено грудное вскармливание, так как здесь не существует оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. А меры по созданию условий для грудного кормления на рабочих местах имеют ограниченный эффект и являются скорее символом прогрессивности крупных корпораций, чем широко распространенным подспорьем для матерей, особенно когда речь идет о низкооплачиваемых местах.
Незаметный кризис
Кризис в сфере детского питания развивался три месяца, прежде чем попасть на первые полосы газет и стать темой обсуждения в Конгрессе (в то время как, например, Украине законодательный орган успел одобрить уже несколько миллиардов военной помощи). Родители раскупили все имевшиеся запасы и за считаные часы разбирают новые партии. Магазины были вынуждены ввести ограничения по объемам продажи смесей в одни руки, но полки все равно пустеют.
Если к закрытию завода в Стерджисе дефицит смесей составлял ежемесячно 2–8% из-за нарушений цепочек поставок в результате пандемии COVID-19, то в апреле этот показатель поднялся до 30%, к 8 мая — до 43%, к 15 мая — 45%.
Кризис развивался, но особого внимания средних и богатых слоев общества не привлекал, пока дефицит не вырос настолько, чтобы затронуть всех. В крупных городах с большим количеством ретейлеров, на которых замыкаются многочисленные цепочки поставок от разных производителей, все же есть возможность найти нужный продукт, хоть это и может занять какое-то время, да и зарплаты, как правило, там выше. Гораздо хуже обстоят дела в небольших городках или этнических анклавах, где на тысячи жителей зачастую приходится один крупный супермаркет, имеющий контракты с ограниченным количеством поставщиков (например, таким был супермаркет Tops в Буффало, где сторонник теории "белого превосходства" расстрелял 14 мая десять человек). Сильнее всего страдают малоимущие, представители расовых и этнических меньшинств, живущие в неблагополучных районах со слабо развитой инфраструктурой и зависимые от федеральных или муниципальных социальных программ.
В последние дни звучало и другое объяснение, почему кризис длительное время оставался без внимания, — несмотря на все разговоры в США о равенстве полов, гендерных ролей и распределения обязанностей, кормят детей женщины, а принимают решения и занимают руководящие позиции в основном мужчины. В нынешнем составе Конгресса США лишь 144 из 539 мест (27%) занимают женщины — это максимальное число за всю историю американской законодательной власти.
Кто виноват и что делать
Лишь на прошедшей неделе федеральные власти обратили внимание на нарастающий кризис. В Белом доме распорядились организовать срочный завоз детских смесей из-за рубежа, привлекая к этому военную авиацию. Тысячи тонн детского питания уже прибыли в Соединенные Штаты на выходных с базы Рамштайн в Германии. Нуждающимся семьям, которые не могут покупать субсидированные смеси, были обещаны новые льготы. FDA получило дополнительно $28 млн на совершенствование работы по инспектированию и одобрению американской и зарубежной продукции. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов уже согласовало возобновление работы завода в Стерджисе с этого понедельника, хотя до того, как новые смеси попадут на полки, может пройти несколько недель. Президент США Джо Байден задействовал акт об оборонном производстве от 1950 года, который позволяет федеральным властям напрямую вмешиваться в производство и распределение продукции. Такие меры уже практиковались в случае возникновения дефицита в прошлом.
Начались и поиски виноватых. Спикер Палаты представителей, лидер демократов в Конгрессе Нэнси Пелоси пригрозила компании Abbott уголовным преследованием — ведь это именно из-за их проблем на производстве остановился завод. Впрочем, это лишь предположения — на слушаниях в Конгрессе представитель FDA заявил, что расследование инцидента с отравлением младенцев еще не завершено. Он также не стал отвечать о причинах затянувшейся на три месяца проверки завода, опять же сославшись на тайну расследования.
Республиканцы традиционно винят демократов: федеральный регулирующий орган провалил свою миссию; демократы, кичащиеся близостью к народу, не могут накормить детей в малоимущих семьях. На самом деле этот новый кризис — самое последнее, что нужно Демократической партии в преддверии промежуточных выборов этой осенью. Она отвечает обвинениями в адрес крупных корпораций вроде Abbott, которые уничтожили конкуренцию, пытаются мешать госрегулированию и к тому же добиваются налоговых льгот за счет избирателей.
Стоит ожидать, что теперь, когда проблема привлекла внимание федеральных властей, она будет решена более-менее оперативно. Самолеты привезут детское питание из-за рубежа, перераспределение цепочек поставок позволит направить его в наиболее нуждающиеся части страны. Однако кризис с детским питанием стал, безусловно, еще одним напоминанием о необходимости модернизации экономической и государственной системы США — приведении госрегулирования, тарифной политики, антимонопольных мер, систем социальной поддержки в соответствие с требованиями времени. Байден много говорил о том, что система должна прежде всего обслуживать интересы простых американцев, однако это было во время избирательной кампании.