После почти десятилетнего правления либералов Австралия сделала выбор в пользу другой партии, отдав большинство кресел в федеральном парламенте страны левоцентристской Австралийской лейбористской партии. Когда все бюллетени будут обработаны, а голоса учтены, Центризбирком объявит точные результаты, однако уже сегодня убедительная победа лейбористов очевидна — граждане страны проголосовали за смену и политики в целом.
Цифры и места
Спустя неделю после выборов Австралийская избирательная комиссия (Australian Electoral Commission — AEC) завершила обработку 80% бюллетеней на выборах в федеральный парламент страны. Согласно этим итогам, большинство мест в Палате представителей получила лейбористская партия, у которой уже сейчас 75 кресел (при необходимых для абсолютного большинства 76 мандатах). Либералы получили 57 мест, еще четыре кресла займут депутаты от партии зеленых, и по одному досталось "Альянсу центристов" и Австралийской партии Каттера. Десять депутатских мандатов перешли независимым кандидатам. Судьба еще трех будет определена после завершения подсчета голосов. Уже сегодня видно, что препятствий для формирования однопартийного правительства у лейбористов нет.
По словам австралийского эксперта в сфере международной политики Тони Кевина, партия лейбористов подошла к выборам 2022 года очень хорошо подготовленной и собранной. "Лейбористы, похоже, будут работать в правительстве как минимум два срока — шесть лет. У них есть опытный и проницательный премьер-министр Энтони Альбанезе и сильная группа специалистов, способных стать новыми министрами (министры кабинета назначаются из числа депутатов парламентской фракции — прим. ТАСС). Сама партия не разделена на фракции, партийная дисциплина остается на высоте, и общество относится к ее правлению оптимистично", — говорит Кевин.
Политические конкуренты
Сегодняшние итоги — первый успех лейбористов с 2013 года. Считается, что выиграть в предвыборной гонке им помогли сдержанные и реалистичные обещания, в числе которых инвестиции в систему государственного медицинского страхования Medicare, обязательство снизить как минимум до 43% общий объем выбросов парниковых газов к концу десятилетия, реформы государственной системы ухода за престарелыми Agecare и создание федеральной комиссии по борьбе с коррупцией. При этом обещания, связанные с внешней политикой, лейбористы давали мало и неохотно, но, я думаю, именно это сыграло здесь немаловажную роль. Своя рубашка оказалась ближе к телу, и прав был новый премьер страны, сказав, что "люди устали от конфликтов" — своих и чужих.
В ходе выборов 2022 года лейбористы получили поддержку двух самых густонаселенных штатов — Нового Южного Уэльса и Виктории, которые традиционно ранее поддерживали либералов. Только два этих региона, премьер-министры которых являются представителями Либеральной партии, дали ЛПА 49 кресел из 75 (по имеющимся на 30 мая данным AEC). Такая перемена, как считают многие эксперты, стала ответом на главное предвыборное обещание лейбористов — позаботиться не о предпринимателях, а о наемных рабочих, обратив внимание на условия и оплату их труда. Средняя зарплата этой категории граждан в Австралии находится в диапазоне от 6,5 тыс. австралийских долларов ($4,6 тыс.) до 10,8 тыс. австралийских долларов ($7,7 тыс.), при этом ее рост в 2022 году составил 0,8%, а вот инфляция поднялась с 3,5% до 5,1%.
Что касается еще двух пунктов предвыборной программы лейбористов — реформы системы здравоохранения и государственной программы Agecare, — то о необходимости самых серьезных изменений в существующей системе государственного здравоохранения в Австралии говорят не первый год. Ожидать приема специалистов гражданам страны приходится месяцами, а плановых операций иногда и годами. Медицинские услуги дороги, и получить их непросто даже обладателям частной страховки, ведь врачей в стране не хватает, а иностранным докторам доступ в австралийские клиники практически закрыт. Все эти проблемы существенно обострились в годы пандемии COVID-19, когда больницы оказались переполнены пациентами, и остро стала ощущаться нехватка даже младшего медперсонала. Только за последние 12 месяцев австралийские медсестры, санитары и акушерки бастовали дважды, требуя достойной оплаты и соблюдения норм труда и отдыха.
В государственной системе ухода за престарелыми проблемы примерно такие же. Персонала не хватает, сотрудники жалуются на недостаточные размеры зарплат (средняя зарплата 5,1 тыс. австралийских долларов ($3,6 тыс.)) и на работу сверхурочно. При этом многие частные дома престарелых укрываются от налогов и ведут двойную бухгалтерию (что даже стало предметом расследования специальной Королевской комиссии, работавшей c 2018 по 2021 год). Давно ставился вопрос, что стране нужна новая или тщательно реформированная программа ухода за стариками, к которой не будет претензий ни у контролирующих органов, ни у родственников. Это лейбористы и пообещали избирателям.
Бульдозерная кампания
Кампания главного конкурента Австралийский лейбористской партии — правящей либерально-национальной коалиции (ЛНК) — оказалась в этот раз менее успешной. Более того, по мнению ряда экспертов, назвавших стратегию либералов "бульдозерной", она "напугала австралийских избирателей" своей жесткостью и упором на укрепление и рост военного потенциала Австралии. И партия, остававшаяся у власти с 2013 года, была ошеломлена масштабом своих потерь. Впрочем, аналитиков эти потери, похоже, не слишком удивили. "Она [партия] стала агрессивно правой, популистской и социально регрессивной при лидерстве бывшего премьер-министра Скотта Моррисона. Едва ли получится быстро восстановить общественную поддержку <…> избирателей после провала климатической политики и явного презрения к женщинам", — отметил австралийский эксперт в сфере международной политики Тони Кевин.
Так, далеко не всех, если вообще хоть кого-нибудь, в Австралии вдохновило создание атомного подводного флота, который стал для безъядерной страны новой реальностью после вступления в стратегическое военное партнерство AUKUS (Австралия, Великобритания и США). Добавили опасений в обществе и обещания либералов увеличить военный бюджет страны с 1,2% до более чем 2% ВВП, и их стремление существенно пополнить ряды ВС страны. Похоже, австралийцы оказались слишком миролюбивы для такого.
Лейбористы, конечно, дружбы со всем миром не обещают, да и кардинального изменения внешнеполитического курса Австралии после их прихода к власти ждать не приходится, но фокус международной политики страны понемногу все-таки смещается. Энтони Альбанезе неохотно говорит про противостояние с Китаем. При этом он раз за разом напоминает о дружбе и сотрудничестве со странами региона, обещая им "вернуть уважение в отношения" и "встать плечом к плечу в борьбе с глобальным потеплением". Это как раз то, о чем на самом деле беспокоятся австралийцы: об экологии и благополучии региона — о чем новый премьер-министр говорил и на своем первом международном мероприятии — встрече лидеров Quad в Токио, куда австралийский премьер отправился уже через несколько часов после выборов и где впервые в новом качестве встретился с президентом США Джо Байденом. Впрочем, сложилось впечатление, что гораздо более важной для него была все-таки встреча с лидерами соседних Японии и Индии.
Новая жизнь
Пока 59-летний Энтони Альбанезе, ставший в минувший понедельник 31-м премьер-министром Австралии, остается практически единственным известным уже представителем нового правительства. Кроме него, назначены только четыре министра, часть которых временно получили сразу несколько портфелей: Кэти Галлахер, новый министр финансов, также получила портфели министра по делам женщин и генерального прокурора; Ричард Марлз, назначенный вице-премьером, стал также министром по делам занятости.
Альбанезе — первый лидер страны, который является выходцем из семьи мигрантов. Он уже стал настоящим символом мультикультурализма Австралии, на своем примере доказав, что "здесь можно добиться всего". "Я надеюсь, что меня слышат семьи, живущие в социальных квартирах, слышат и теперь верят, что в Австралии двери возможностей открыты для всех", — сказал Альбанезе, отметив, что мать растила его на пособие по инвалидности. Как сегодня говорят в Австралии, новый премьер-министр только тем, что он сумел занять этот пост, доказывает успешность австралийского опыта сосуществования на одном континенте десятков культур и наций, ни у одной из которых нет преференций и ни одна из которых не считается в чем-то хуже других. Австралийцы очень гордятся своим отношением к мигрантам — здесь непритворно рады всем. А выборы 2022 года показали, что и возможности здесь равные тоже у всех.
Альбанезе в своей предвыборной кампании, как я уже сказала, делал упор на старые ценности австралийцев, обещал пересмотреть зарплаты рабочих и позаботиться о стариках и инвалидах, реформировать систему здравоохранения и заняться климатическими проблемами. В области внешней политики страны лейбористы как раз и сделали ключевым, если не единственным, обещанием борьбу с глобальным потеплением. И это сработало. Видимо, климат и экология оказались для избирателей важнее, чем укрепление обороноспособности и наращивание военного потенциала государства.