8 ИЮЛ, 11:45

"После побега мною особо не восторгались": жизнь и невзгоды Михаила Девятаева

ХАЗАНОВ Дмитрий
Член Ассоциации историков Второй мировой войны, кандидат технических наук

Дмитрий Хазанов — о летчике, которого не удержал немецкий плен

В годы войны советским летчикам удавалось несколько раз совершать побеги из фашистского плена, используя для этого неприятельские самолеты.

Но случай, произошедший 8 февраля 1945 года, особенный — сразу десять советских военнопленных вырвались на свободу, угнав при этом немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 ("Хейнкель-111"). Пилотировал этот самолет старший лейтенант Михаил Девятаев, который родился 8 июля 105 лет назад.  

С баркаса на истребитель

Миша появился на свет в большой крестьянской семье, где был 13-м ребенком. После окончания семилетки перебрался в Казань, поступил в местный речной техникум, там же занимался в аэроклубе. Трудовую деятельность Девятаев начал помощником капитана баркаса, перевозившего людей и грузы по Волге. Когда в 1938 году его призвали в Красную армию, то по его просьбе зачислили парня в Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е. Ворошилова.

К началу войны Девятаев служил в Белоруссии младшим лейтенантом в 163-м истребительном авиаполку (ИАП), базировавшемся около Могилева. Полк вступил в борьбу с врагом уже 23 июня 1941 года. На следующий день при обороне Минска Михаил Девятаев открыл боевой счет, сбив вражеский пикирующий бомбардировщик.

Нельзя сказать, что в первые дни войны мы хорошо владели летным боевым мастерством и что все у нас проходило гладко. Нередко мы, молодые летчики, допускали ошибки. Но ненависть к врагу и беззаветная любовь и преданность Родине, умение старших командиров быстро передавать нам накопленный ими боевой опыт помогали нам бить гитлеровских асов в воздухе

Михаил Девятаев Книга "Побег из ада"

Согласно документам противника, немцам действительно дорого дались бомбардировки столицы БССР, но и наш полк очень быстро потерял материальную базу. Его вывели в тыл на переформирование, а бойцов, которые успели проявить себя (среди них и Михаил Девятаев), оставили на фронте, определив в 237-й ИАП. При выполнении боевого задания 16 сентября 1941 года Девятаев получил ранение в ногу, но сумел довести самолет до города Лебедина (УССР) и благополучно посадить его на аэродром.

 После излечения в январе 1942 года лейтенанта Девятаева направили в запасной полк, потом определили в легкомоторную авиацию, а после перевели в 1001-й санитарный авиаполк. Он с успехом выполнял свои обязанности: эвакуировал раненых, доставлял медикаменты и консервированную кровь, перевозил хирургов для срочных операций во фронтовых условиях.

Летает смело и уверенно, требователен к себе и подчиненным, к которым проявляет заботу. Отдает все силы для скорейшего разгрома врага… Получив приказ эвакуировать с передовой раненого полковника, при приземлении узнал, что того отправили на летучке (небольшой состав или дрезина — прим. ТАСС). Принял решение лететь вдоль железной дороги, догнал санитарный транспорт, приземлился рядом со станцией, несмотря на бомбежку врага, и к ночи доставил раненого в госпиталь

Из представления к орденам Красного Знамени и Отечественной войны II степени, подписанного командиром 1001-го санитарного полка майором Константином Швелидзе

Михаила Девятаева, несомненно, ценили на тех позициях, что он занимал. Но, являясь летчиком-истребителем, он упорно рвался в бой с врагом — стремился поменять кабину санитарного У-2 на современный истребитель. В мае 1944 года его все-таки направили в 104-й гвардейский ИАП, входивший в 9-ю гвардейскую дивизию, которую тогда принял под командование полковник Александр Покрышкин, впоследствии первый трижды Герой Советского Союза. Для дальнейшей службы старший лейтенант Девятаев прошел переобучение на американские самолеты Airacobra ("Аэрокобра"), поступившие в СССР по программе ленд-лиза, и прибыл в новую для себя часть как раз в период подготовки к Львовско-Сандомирской операции.

13 июля 1944 года войска 1-го Украинского фронта нанесли мощный удар по группе армий "Северная Украина", на земле и в воздухе разгорелись напряженные бои. Случилось так, что в одном из первых боевых вылетов Девятаева после перерыва истребитель Airacobra попал под удар вражеского "охотника" (самолет Messerschmitt). Михаил прикрывал своего старого знакомого и командира 104-го гв. ИАП подполковника Владимира Боброва — нанес сокрушительный удар по самолету противника, но и сам оказался сбит около Горохова на Волыни. По документам, Airacobra разбилась, летчик до конца войны числился погибшим.

Плен и побег

Но он не погиб, а, теряя сознание, все же успел выпрыгнуть из горящей машины и дернуть за кольцо парашюта. На земле его обступили враги, включая и немецкого летчика, сбитого Девятаевым (также воспользовался парашютом). Михаил по праву считался уже к тому моменту очень опытным и хорошо подготовленным: около 600 боевых вылетов, включая 180 на истребителях. Согласно одному из наградных листов, на своем счету он имел девять сбитых врагов и три победы, по документам полка. Из доступного сегодня протокола допроса Девятаева в германском плену немцам не удалось получить от него какие-либо сведения.

Первоначально советский летчик находился в лагере Кляйн-Кенигсберг, затем в лагере Заксенхаузен. Оттуда Девятаев попал в лагерь Карлсхаген, расположенный неподалеку от некогда засекреченного полигона Пенемюнде на острове Узедом в Германии, где проводились испытания новейших образцов техники — самолетов-снарядов Фау-1 и баллистических ракет Фау-2. Кроме того, рядом находилась одноименная авиабаза с аэродромом. Именно здесь Михаил Девятаев стал готовиться к побегу.

Как я уже отмечал, 8 февраля 1945 года Девятаев сбежал из лагеря вместе с девятью другими военнопленными на немецком бомбардировщике Heinkel He 111. Самолет имел приспособление для запуска с борта крылатых ракет Фау-1. На тот момент площадки для пуска самолетов-снарядов на северо-западном побережье Франции находились под постоянными ударами бомбардировщиков и штурмовиков наших союзников. Тогда немцы превратили самолеты одной из своих бомбардировочных эскадр в носители для смертоносного оружия и таким образом продолжили причинять ущерб Лондону и другим британским городам, а также поражать места концентрации англо-американских войск.

К моменту побега центр в Пенемюнде уже не являлся секретным объектом: 17 августа 1943 года британские королевские ВВС совершили мощный налет силами 597 тяжелых бомбардировщиков, сбросили тысячи фугасных и зажигательных бомб. Немцам удалось сбить 47 самолетов, но они понесли тяжелые потери — 735 человек инженерно-технического состава погибли, среди них немецкий главный конструктор ракетных двигателей Вальтер Тиль.

Загадка побега Девятаева и его товарищей заключается в том, как им удалось оглушить часового, проникнуть в самолет на охраняемом аэродроме и успешно поднять в воздух совершенно незнакомую немецкую машину. Притом что ранее Михаил Девятаев пилотировал только легкомоторные самолеты и истребители — с Heinkel он не был знаком. К тому же он не знал немецкого языка, чтобы прочитать какие-либо инструкции и описания, которые, по обыкновению, бывают в кабине. Кроме того, заключенные явно были обессилены и едва держались на ногах, например, чтобы оторвать машину от земли, как они потом говорили, им пришлось вместе навалиться телами на штурвал.  

Историки отмечали, что бомбардировщик Эрнста Хейнкеля являлся легким и приятным в пилотировании, а данный случай доказывал это утверждение. Качество личного состава центра Пенемюнде по выучке, подготовке, бдительности уступало тому, что имелось двумя-тремя годами ранее. К тому же базу собирались эвакуировать: 14 февраля отсюда взлетела последняя ракета Фау-2, созданная с использованием рабского труда заключенных.  

Не с первого раза, но Heinkel He 111 взлетел и взял курс на северо-восток. В тот момент охрана обедала, а осознав случившееся, объявила тревогу. В погоню устремился дежурный истребитель из сил ПВО. Но Девятаеву и его братьям по несчастью снова повезло — обнаружить бомбардировщик немецкий летчик не смог. Тем не менее серьезную опасность для Heinkel представляли советские зенитчики, открывшие огонь на поражение по приближающемуся самолету с ненавистными крестами, — подбили его.               

Где-то ближе к нашим позициям на встречных курсах прошла группа немецких самолетов. От нее отделился один FW 190 и догнал их — видимо, Не 111 с выпущенным шасси, летящий в сторону фронта, его заинтересовал... Висел над ними, над кабиной и левее... Когда он к ним пристроился, Девятаев попросил, чтобы с него — с рук и плеч — стянули полосатую робу, помешав немцу через этот "аквариум" рассмотреть его... По словам самого героя, это был второй и самый страшный момент во всем эпизоде побега после неудачной попытки первого запуска мотора. К счастью, немец просто отвалил и помчался догонять свою группу

Михаил Мамай

Что значит "спецпроверка"

Михаила и его товарищей встретили далеко не с распростертыми объятиями — военная контрразведка не поверила в саму возможность такого побега.

Допросы задержанных ведем в направлении изобличения их принадлежности к разведывательным органам противника

Из доклада Военному совету 61-й армии начальника отдела контрразведки СМЕРШ полковника Виктора Мандральского

Бывших заключенных долго и тщательно допрашивали, устраивая очные ставки. В особенно сложном положении оказались, конечно, офицеры. Рядовых и сержантов вскоре направили на фронт, где большая их часть погибла. 

После побега мною, моими друзьями по экипажу особо не восторгались. Скорее наоборот. Мы подверглись довольно жестокой проверке. Длительной и унизительной...

Михаил Девятаев

В сентябре 1945 года Девятаева нашел Сергей Королев, возглавивший тогда программу изучения и освоения немецкой ракетной техники, и вызвал его в Пенемюнде для консультаций. Михаил, который в бытность плена работал в аэродромной команде, ничего не смог рассказать про секретный ракетный полигон, находившийся в отдалении, но сообщил примерное расположение построек и различных объектов на острове.

В ноябре 1945 года Михаила Девятаева уволили в запас. Далеко не сразу он смог получить работу по душе — даже после всех проверок НКВД он все еще носил на себе клеймо плена — пришлось трудиться грузчиком. Супруга Фаузия как могла поддерживала мужа. Наконец, его приняли дежурным по вокзалу в Казанский речной порт. Затем бывший летчик выучился на капитана-механика и с 1949 года трудился сначала помощником капитана, а затем капитаном баркаса "Огонек". С 1955 года был переведен на должность капитана теплохода "Метеор", который ходил по маршруту Казань — Горький (ныне Нижний Новгород) — Казань.

Обстановка в стране, особенно после ХХ съезда КПСС, менялась, наступала оттепель. Одним из тех, кто смог восстановить доброе имя не только защитников Брестской крепости, но и других воинов, которые попали в годы войны в немецкий плен, а потом огульно обвинялись в предательстве, был писатель и журналист Сергей Смирнов. Также Михаил Шолохов издал свое знаменитое произведение "Судьба человека", главный герой которого является бывшим военнопленным.

Что касается Михаила Девятаева, то первым о его подвиге рассказал корреспондент газеты "Советская Татария" Ян Винецкий. Статья получила широкую огласку, отношение к Девятаеву изменилось к лучшему. Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР, 15 августа 1957 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. Вскоре Михаилу Девятаеву поручили испытания одного из первых советских судов на подводных крыльях — "Ракеты".

Кстати, документальных подтверждений данным о том, что Михаил Девятаев был осужден "за измену Родине", а затем о его якобы амнистии — о чем писали некоторые журналисты — я отыскать не смог.

Практически до конца жизни Михаил Девятаев активно участвовал в общественной жизни, делился воспоминаниями, неоднократно посещал остров Узедом, встречался с другими участниками побега и заключенными, которые уцелели. Издал две автобиографические книги "Полет к солнцу" (1972) и "Побег из ада" (1988). Работал, пока позволяли силы. Летом 2002 года во время съемок документального фильма о нем Михаил побывал гостем на аэродроме в Пенемюнде, поставил свечи своим товарищам и встретился с немецким летчиком Гюнтером Хобомом, который должен был догнать и сбить угнанный беглецами Heinkel He 111, но не смог этого сделать.

В киноискусстве

Хочется сказать несколько слов и о создании образа Девятаева в уже российском кино. На меня произвел очень хорошее впечатление документальный фильм "Догнать и уничтожить" Константина Орозалиева (2002). К сожалению, даже в документальном жанре часто можно встретить фактологические ошибки. Эта же картина удивила меня своей точностью — текст писал известный журналист Ярослав Голованов — и проникновенностью, которую во многом обеспечил Василий Лановой, озвучивший фильм.

Труднее дать однозначную оценку художественной ленте "Девятаев" Тимура Бекмамбетова (2021). С одной стороны, можно отметить достоверность смоделированных воздушных боев или высокое качество компьютерной графики, профессиональную игру Павла Прилучного, исполнявшего главную роль. С другой — слишком много домыслов заложили в сценарий, а введение в сюжет некого "друга Коли", ставшего предателем, представляется лично мне не слишком удачным ходом (немцы вряд ли бы доверили какому-то русскому перебежчику боевой истребитель). В фильме также подчеркивается, мол, секретные документы, находившиеся в угнанном самолете, помогли Советскому Союзу построить и запустить первый искусственный спутник Земли, что также не находит сколько-то обоснованного подтверждения.

Герой Советского Союза Михаил Девятаев, которому довелось испытать столько невзгод, что хватило бы на несколько жизней, скончался 24 ноября 2002 года в Казани в возрасте 85 лет.   

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru
Читать на tass.ru