Европу в последние недели накрыла череда громких отставок. В Болгарии пало правительство Кирилла Петкова, в Великобритании коллеги-консерваторы вынудили уйти со своего поста премьер-министра Бориса Джонсона. Подал в отставку и итальянский премьер Марио Драги, судьба которого решится буквально на днях. Из-за разногласий в правящей коалиции в Эстонии кануло в небытие правительство Каи Каллас (правда, ей же поручено сформировать новый кабинет министров). Во Франции оппозиция попыталась, хотя и безуспешно, отправить в отставку правительство Элизабет Борн, а в Германии зашаталось кресло под канцлером Олафом Шольцем.
Многие причастные к этим событиям европейские политики склонны видеть в происходящем "зловещую руку Москвы". "Русские сейчас празднуют, что заставили пасть еще одно западное правительство", — заявил глава МИД Италии Луиджи Ди Майо после того, как Драги подал в отставку. А Петков и вовсе прямо обвинил в своем уходе посла России Элеонору Митрофанову. Комментируя отставки премьеров европейских стран, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал это их внутренним делом, указав, что Москва не собирается в это никак вмешиваться и не имеет к этому никакого отношения.
Но при всех различиях конкретных поводов для отставок у этих событий действительно есть общее: они происходят на фоне острого финансово-экономического кризиса, порожденного непродуманной, местами откровенно ошибочной политикой европейских правительств, прежде всего в энергетической сфере. Этот кризис зародился еще в середине прошлого десятилетия; выход Великобритании из Евросоюза и пандемия коронавируса с ее локдаунами его усугубили, а так называемая путинская инфляция, о которой в Европе и США заговорили после начала российской спецоперации на Украине, — лишь логичное и неизбежное продолжение кризиса, вызванного в том числе бездумной санкционной политикой западных стран.
Уход Джонсона
Формальным поводом для отставки Бориса Джонсона послужил скандал с одним из членов его кабинета, после которого тори принялись дружно топить своего премьера. Фактически же консерваторы принесли его в жертву, чтобы сохранить за собой власть и не допустить досрочных выборов, на которых их перспективы были бы весьма мрачными. По стране прокатилась волна забастовок и протестов, вызванных ростом цен буквально на все — от продуктов питания до недвижимости.
По итогам мая годовая инфляция в стране разогналась до 9,1% — самого высокого показателя за 40 лет. Согласно оценкам Банка Англии, к концу года уровень инфляции увеличится до 11%. Средняя стоимость бензина составляет примерно 1,91 фунта ($2,31) за литр, хотя еще год назад цена была на уровне 1,29 фунта за литр. Коммунальные услуги в годовом исчислении подорожали на 40%. Кризис вынудил многих жителей страны сократить расходы и перейти на более дешевые товары, в частности, 28% стали чаще посещать бюджетные супермаркеты. Треть студентов вынуждены существовать на 50 фунтов стерлингов ($60) в месяц после оплаты счетов за жилье и "коммуналку".
Ясно, что все эти проблемы не могли возникнуть в одночасье. По мнению австрийской газеты Kurir, именно политика Джонсона "стала одной из причин самого тяжелого кризиса, подобных которому страна не знала уже 50 лет". Премьер не уделял должного внимания "основам здоровой экономики — промышленности и торговле, которые последовательно деградировали в стране еще с 1970-х годов".
Торможение экономик
В других европейских странах, переживающих политический кризис, ситуация не лучше. В Эстонии инфляция достигла 19% годовых (самый высокий показатель в ЕС), в Болгарии — 14,4%, в Италии — 8%. Характерно, что высокие уровни инфляции, которых не наблюдалось уже несколько десятилетий, фиксируются практически во всех странах Евросоюза. По прогнозу Еврокомиссии, в целом по ЕС этот показатель по итогам года может превысить 8%.
Кризис не обошел стороной даже крупнейшие экономики Евросоюза — Германию и Францию. Причем цифры и факты наглядно подтверждают, что его причины кроются вовсе не в российской спецоперации. Франция вышла из двухлетнего кризиса с одним из худших структурных дефицитов и уровней государственного долга в еврозоне, говорится в свежем отчете Счетной палаты республики. Согласно документу, госдолг в период с 2019 по 2021 год "увеличился на 15,1% ВВП, или примерно на €440 млрд, достигнув 112,5% ВВП". Таким образом, Франция оказалась среди стран с наиболее высоким уровнем задолженности, близко к Италии, Испании и Бельгии.
С резким ростом выплат по долговым обязательствам столкнулась и Германия, причем, по мнению издания Redaktionsnetzwerk Deutschland (RND), ответственность за это во многом несет нынешний канцлер Олаф Шольц, в 2018–2021 годах занимавший пост вице-канцлера и министра финансов. Именно он и его предшественник Вольфганг Шойбле для привлечения заемных средств проводили политику выпуска облигаций, содержащих поправку на инфляцию. При низких темпах роста цен эти финансовые инструменты были выгодны, но в нынешних условиях стали токсичными: выплаты по ним в 2022 году составили целых 25% от общей суммы платежей по обслуживанию госдолга, при том что такие облигации составляют всего 5% от его объема. А в будущем году из-за поправки на инфляцию общие расходы государства на погашение долга вырастут вдвое и составят почти €30 млрд.
"Зеленая" повестка
В основе рекордно высокой инфляции, которая фиксируется сейчас практически по всей Европе, лежит скачок цен на энергоносители, прежде всего на газ. Многие склонны объяснять это последствиями российской спецоперации на Украине, хотя на самом деле рекордные цены на голубое топливо, превышавшие $2 тыс. за тысячу кубометров, были зафиксированы еще в 2021 году.
Одной из причин этого роста стала непродуманная и недальновидная политика европейских стран по отказу от углеводородов и атомной энергии и переходу на альтернативную энергетику. Британия принялась строить ветряные электростанции, Германия решила закрыть все свои АЭС, по всей Европе стали активно пропагандировать биотопливо для автомобилей. Оказалось, однако, что биотопливо по итогу наносит атмосфере не меньший урон, чем бензиновые выхлопы, а нехватку электроэнергии из-за безветренной погоды и остановки АЭС приходится восполнять, возобновляя работу старых угольных станций.
В итоге Еврокомиссия в феврале этого года решила классифицировать атомную и газовую энергетику как "переходные "зеленые" источники энергии". Даже в условиях острого кризиса это решение встретило немало критики. Австрия, например, заявила о намерении оспорить его в судебном порядке.
Зима близко
Санкции, введенные Западом против РФ после 24 февраля, дополнительно усугубили ситуацию, разрушив логистические цепочки и вызвав новый рост цен не только на энергоносители, но и на продовольствие, удобрения и еще целый ряд товаров. Напомню, что разрушать торгово-экономические связи с Россией Европа и США начали еще в 2014 году, когда открыто выступили на стороне организаторов госпереворота на Украине и принялись вводить против РФ санкции за воссоединение с Крымом и поддержку республик Донбасса. Увязывая это со "снижением зависимости от поставок российских энергоносителей", они провозгласили курс на постепенный отказ от "несвободного" газа из РФ и замену его на "демократический" СПГ из США, что стало еще одним из факторов резкого роста цен.
Как заметил на днях премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, поначалу он думал, что ЕС, вводя санкции против России, стреляет себе в ногу, но оказалось, что Европа "выстрелила себе в легкие, поэтому задыхается". По мнению Орбана, Евросоюз должен признать, что совершил ошибку и выбрал неправильную тактику, поскольку политика санкций "не помогает Украине" и даже "имеет противоположный эффект".
Но в Европе слова Орбана едва ли будут услышаны. Например, в Британии кандидаты на премьерский пост предпочитают не обсуждать насущные внутренние проблемы страны, а соревноваться в антироссийской риторике. Глава итальянского МИД сокрушается, что нападки на правительство Марио Драги "помогают путинской пропаганде" и могут привести к прекращению поставок оружия на Украину. Германский канцлер Шольц заявляет, что "ни одна из санкций не будет снята в случае продиктованного [Украине] Россией мира", и призывает соотечественников к "выносливости".
Многочисленные эксперты в один голос предрекают, что зима станет тяжелым испытанием как для рядовых европейцев, так и для целых экономических отраслей. Обыватели реагируют соответственно: согласно июльским опросам, более 70% жителей Италии и Франции считают, что экономика находится в "довольно плохом" или "плохом" состоянии. В Германии такого мнения придерживаются 56% опрошенных. В Австрии уровень доверия к высокопоставленным политикам опустился до самых низких за последние два десятилетия показателей — жители страны недовольны тем, как власти справляются с ростом цен и энергоснабжением. Аналогичные сведения приходят из многих других европейских стран. Чем выше цены, тем ниже рейтинги; чем ниже температура в батареях отопления, тем выше градус общественного недовольства. По всему выходит, что зима для европейских политиков может оказаться такой же жаркой, как лето.