Тайны Мар-а-Лаго: выдержит ли Трамп скандал с секретными документами
Владимир Костырев — об обыске в поместье экс-президента и его возможных последствиях
Утром 8 августа около сотни агентов ФБР пришли в поместье бывшего президента США Дональда Трампа Мар-а-Лаго во Флориде. Они были в гражданской одежде, и сотрудники курорта, где расположена собственно вилла и офис бывшего хозяина Белого дома, приняли их за агентов Секретной службы, которая обеспечивает охрану первых лиц государства, в том числе бывших президентов. Из-за этого преждевременной утечки в прессу не произошло, так что ФБР около девяти часов могло вести обыск без помех, в присутствии лишь пары адвокатов экс-президента. За это время им удалось найти и изъять не менее 11 коробок с документами, имеющими грифы "конфиденциально", "секретно" и "совершенно секретно".
Хозяина дома не было — Трамп ранее отбыл в Нью-Йорк, где должен был давать показания по делу о финансовых операциях его компании. Он и сообщил об обыске практически сразу после его завершения.
Известие об этом произвело эффект политического землетрясения — впервые в истории США "тайная полиция" пришла за "лидером оппозиции". По крайней мере, так звучит версия Трампа и его сторонников. Масла в огонь добавила подтвердившаяся после публикации ордера на обыск информация о том, что сотрудники ФБР пришли в Мар-а-Лаго в рамках расследования по Закону о шпионаже. Соответствующие положения Свода законов США предусматривают в том числе санкции за передачу чувствительных для национальной обороны документов иностранному государству. По версии газеты Washington Post, речь может идти о материалах, имеющих отношение к ядерной тематике. А журнал Newsweek предполагает, что эти "ядерные документы" могут быть связаны с историей 2019 года, когда в администрации Дональда Трампа рассматривался вопрос о возможности передачи Саудовской Аравии технологий "мирного атома".
Работа с документами
Начиналась эта история, напоминающая политический триллер, достаточно прозаично. В январе 2022 года Национальное управление архивов и документации (NARA) США истребовало у Трампа 15 коробок с документами, относящимися к деятельности офиса президента, которые были вывезены в поместье Трампа из Белого дома. В феврале NARA обратилось в Минюст с просьбой провести проверку того, как бывший американский лидер обращался с этими документами, часть которых имела гриф "секретно" или "совершенно секретно". Сотрудники NARA предположили, что Трамп мог нарушить законы США, касающиеся обращения с правительственными бумагами, в том числе теми, которые могут считаться секретными. Экс-президент в итоге согласился вернуть документы и даже передал их сотрудникам NARA, однако не все. За теми, что оставались в поместье. и пришли сотрудники ФБР.
Расследование, в рамках которого был осуществлен обыск, проводится по трем пунктам, о чем свидетельствует опубликованный ордер. Параграф 793 раздела 18 Свода законов США ("Сбор, передача или потеря информации, относящейся к сфере обороны") предусматривает санкции за получение данной информации с "намерением или достаточной причиной, чтобы считать, что эта информация может быть использована во вред Соединенным Штатам или на пользу любого иностранного государства". Этот параграф предусматривает лишение свободы на срок до десяти лет. Положение также предусматривает санкции за незаконное изъятие и хранение соответствующих документов без уточнения умысла.
Параграф 2071 раздела 18 Свода законов США предусматривает санкцию за сокрытие, изъятие или порчу документов. Наказание за нарушение — штраф или лишение свободы на срок до трех лет, а также запрет занимать любые госпосты в США. Наконец, параграф 1519 раздела 18 Свода законов США предусматривает санкцию за уничтожение, внесение изменений и фальсификацию в федеральных расследованиях и делах о банкротстве. Наказание за нарушение — штраф или лишение свободы на срок до 20 лет.
Данные ордера — все, что сейчас достоверно известно об обысках. Опубликованные документы не подтверждают и не опровергают ни "ядерный след", ни политического преследования.
Когда президент делает нечто
Перечисленные законодательные санкции звучат, конечно, страшно для Трампа, над которым, может показаться, нависла угроза многолетнего тюремного заключения или запрета занимать официальные должности, что на практике будет означать, например, невозможность участия в президентских выборах. Однако ордер на обыск — это даже не предъявление обвинений. Удастся ли Минюсту сделать хотя бы этот следующий шаг — большой вопрос, не говоря уже о перспективах дела в суде.
В конце концов, как заявляет сам Дональд Трамп, ничего необычного и тем более незаконного не случилось. Другой экс-президент США Барак Обама тоже взял с собой из Белого дома солидный архив документов, относящихся к периоду его пребывания во главе государства. Он, конечно, уведомил надлежащим образом архивную службу и получил ее разрешение, однако должен ли делать это президент, глава исполнительной власти? В части работы с документами у президентов США весьма широкие полномочия. Глава государства обладает полной властью присваивать документам гриф секретности и снимать его (исключениями являются лишь материалы, касающиеся ядерной проблематики и личностей сотрудников разведки). Так что Трамп с полным правом может утверждать, что изъятые в его поместье документы не являются секретными, потому что он их рассекретил, прежде чем покинул Белый дом.
Перечисленные выше положения законодательства, правда, предполагают, что закон может быть нарушен, даже если документы не были секретными. Но эта деталь иллюстрирует сложности ведения дела в отношении экс-президентов США. За всю историю Штатов бывшие главы государства ни разу не были осуждены в рамках уголовного дела, так что в условиях действия прецедентного права опереться Минюсту не на что. Конституция, написанная 240 лет назад, весьма нечетко регулирует полномочия главы государства по отношению к сегодняшнему дню. Хорошо отражает ситуацию фраза еще одного бывшего президента США Ричарда Никсона: "Когда президент делает нечто, это значит, что это не незаконно".
Минюст может, правда, надеяться доказать факт совершения злоупотреблений уже после того, как Трамп покинул Белый дом, однако пока гораздо больше шансов на то, что дело увязнет в бесконечных юридических и бюрократических деталях задолго до выдвижения обвинений. В любом случае Трампу вряд ли что-то грозит в ближайшее время, и он вполне сможет при желании выдвинуться в президенты и занять вновь пост главы государства в случае победы.
Кому выгодно?
Главный вопрос во всей этой истории — кому и зачем она понадобилась. Если перспективы дела столь туманны, почему вообще Минюст США столь рьяно взялся за расследование? Можно ли было "утопить" расследование в бесконечных попытках истребовать у Трампа недостающие документы, не отправляя армию агентов ФБР в Мар-а-Лаго? Или же у Минюста есть какие-то козыри в рукаве, которые могут перевернуть ситуацию и обеспечить, по крайней мере, судебный процесс над Трампом?
Пока же ситуация играет скорее Трампу на руку. Республиканские СМИ и политики встали на защиту бывшего президента, его сторонники обвиняют ФБР и Минюст в политических преследованиях. В преддверии промежуточных выборов в Конгресс в ноябре "политические преследования" со стороны контролируемого демократами министерства стимулируют республиканцев активнее поддерживать своих кандидатов. А если Трамп действительно, как утверждают американские СМИ со ссылкой на источники, намерен объявить об участии в президентских выборах 2024 года уже этой осенью, образ гонимого властью оппозиционера ему будет только на руку. Социальные сети уже пестрят баннерами с лозунгами: "На самом деле они пришли не за мной, а за тобой. Просто на их пути оказался я". Более того, если Трамп сомневался насчет того, выдвигаться ли ему в президенты, обыск в Мар-а-Лаго эти сомнения почти наверняка устранил — если он вновь станет главой государства, то обретет практически полную защиту от любых расследований.
Демократы, впрочем, могут рассчитывать на то, что "архивное дело", особенно если вскроются какие-либо неприятные для экс-президента детали, будет способствовать его дальнейшей дискредитации. Минюст в настоящее время продолжает расследование штурма Капитолия сторонниками Дональда Трампа, а прокуратура штата Нью-Йорк доказывает факт налоговых махинаций его компании Trump Organization. Возможно, за оставшиеся до выборов-2024 два года политическим оппонентам Трампа удастся сделать его слишком "токсичной" для избирателя фигурой. Впрочем, администрация нынешнего президента Джо Байдена официально от любой связи с обысками "открещивается". Если что-то пойдет не так, видимо, виноваты будут Минюст и ФБР.
"Архивное дело" далеко не закончено, вариантов развития множество, и, если судить по опыту бурных событий политической жизни США последних нескольких лет, исключать нельзя никаких, даже самых неожиданных поворотов. С уверенностью можно сказать, пожалуй, только то, что этот бурный период в жизни США еще далеко не завершился.