31 августа 2022, 12:00
Мнение
Визит Нэнси Пелоси на Тайвань

Тайны полета в Тяньцзинь. Что может означать визит генсека японского Совбеза в Китай?

Василий Головнин — о том, какие успокаивающие сигналы посылает Пекин после вспышки напряженности вокруг Тайваня

Небольшой бизнесджет 17 августа еще до восьми часов утра вылетел из расположенного на берегу Токийского залива крупнейшего в Японии аэропорта Ханэда. Он взял курс на столицу Китая, но приземлился не в Пекине, а в расположенном поблизости городе Тяньцзинь. Вышедших из самолета людей немедленно отвезли в правительственный дом приемов, где началась встреча между гостем из Японии и его высокопоставленным собеседником из высшей партийной элиты КНР. Она продолжалась более семи часов ― серьезные разговоры не прекращались даже за трапезами с изысками китайской кухни.

Пять ракет в японскую зону

После завершения разговора бизнесджет немедленно взял курс на Токио, а о встрече в Тяньцзине стороны суховато сообщили только 18 августа. Генеральный секретарь Совета национальной безопасности Японии Такэо Акиба в качестве высшего представителя правительства своей страны и фактический руководитель китайской дипломатии, глава канцелярии Комиссии по иностранным делам ЦК Компартии Китая, член Политбюро Ян Цзечи, как было сказано, провели плодотворный обмен мнениями, отметили необходимость развития конструктивных отношений, а также продемонстрировали взаимную твердость. В опубликованном в Пекине сообщении подчеркивалось, что Япония должна соблюдать свои обязательства, в первую очередь по вопросу о Тайване. Иными словами, не забывать о том, что Токио официально признает принцип "одного Китая" и принадлежность этого острова КНР.

С другой стороны, в японском коммюнике наряду с заклинаниями о важности двусторонних отношений многозначительно упоминалось о протесте, который генсек Совбеза Акиба вроде бы заявил своему собеседнику в связи с тем, что в ходе недавних учений вооруженные силы КНР запустили пять баллистических ракет в пределы исключительной экономической зоны Японии. Впрочем, совершенно ясно, что высокопоставленные собеседники семь часов разговаривали в Тяньцзине вовсе не ради взаимных упреков.

С начала лета резко взвинтилась напряженность вокруг Тайваня, где у власти находятся не устраивающие Пекин силы ― они категорически отвергают даже отдаленную перспективу объединения с КНР по принципу "одна страна ― две системы". Такую позицию активно поддерживает и Вашингтон, расширяющий поставки острову самого современного оружия. Токио на правах важнейшего американского союзника в регионе активно перестраивает свои военные программы, ориентируя их на подготовку к прямому столкновению с КНР в зоне Тайваня.

Отмена встречи глав МИД

На таком фоне Пекин наращивал давление на остров, куда в 1949 году бежали силы партии Гоминьдан во главе с генералиссимусом Чан Кайши, проигравшие в гражданской войне коммунистам Мао Цзэдуна. С тех пор Тайвань управляется собственной администрацией, именует себя Китайской Республикой. Однако есть и силы, которые хотели бы окончательно порвать с материком и объявить себя Республикой Тайвань. Пекин считает это злостным сепаратизмом и открыто заявляет, что готов даже силой пресечь такие поползновения.

Нажим КНР на остров выражался в постоянных военных учениях в его окрестностях, демонстративных подлетах боевых самолетов к разделительной линии в Тайваньском проливе. Страсти взвинтились до предела, когда Тайвань 2–3 августа посетила глава Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси, третий человек в американской иерархии после президента и вице-президента. Это было очень похоже на государственный визит и в глазах Пекина выглядело как провокация, открытое поощрение сепаратизма. С 4 августа он начал крупномасштабные военные учения с ракетными стрельбами, имитацией блокады Тайваня и высадки туда десанта. Именно тогда пять ракет и упали в районе, который Япония считает своей экономической зоной: это было явным предупреждением в адрес Токио.

Эскалация продолжалась: страны Группы семи (Великобритания, Италия, Канада, США, Франция, ФРГ и Япония) в совместном заявлении резко осудили военное давление Пекина на Тайвань. В ответ КНР демонстративно в последний момент отменила встречу глав МИД Китая и Японии, которая должна была состояться в рамках международной конференции в Камбодже.

Готовятся встречи на высшем уровне? 

Однако после столь резкого демарша прошло всего две недели ― и из Токио в Тяньцзинь стартовал бизнесджет с генсеком японского Совбеза. Его визит, по имеющимся сведениям, был запрошен китайской стороной, которая, как полагают, настроена сейчас на смягчение напряженности. Тем более, уверяют военные специалисты в Токио, Пекин на данном этапе и не собирался проводить реальную военную операцию у Тайваня, вооруженные силы КНР пока не имеют для этого достаточного потенциала.

Китай сейчас демонстрирует завидную сдержанность: он, например, спокойно отреагировал на этой неделе на проход двух ракетных крейсеров американских ВМС по Тайваньскому проливу ― Вашингтон уверяет, что такая демонстрация силы была проведена в защиту принципа свободы мореплавания. Ходят разговоры о возможной встрече председателя КНР Си Цзиньпина с президентом США Джо Байденом во время саммита Группы двадцати на индонезийском острове Бали в ноябре.

Японский премьер Фумио Кисида, по данным печати, тоже приказал своим дипломатам готовить двусторонние прямые контакты с китайским лидером. Однако говорить о полном примирении, конечно, не стоит: не случайно на официально распространенной фотографии с встречи в Тяньцзине генсек японского Совбеза и фактический глава китайской дипломатии стоят с каменными лицами на расстоянии друг от друга и без рукопожатия.