5 сентября 2022, 11:45
Мнение

Мир боли Лиз Трасс, или Как новый британский премьер будет выполнять свои обещания

Илья Дмитрячев — о масштабе проблем, которые стоят перед новым премьером Великобритании, о затратных обещаниях преемницы Джонсона, ее поддержке Украины и об опросах общественного мнения, которые ничего хорошего новой хозяйке Даунинг-стрит не сулят

Министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс. Rob Pinney - WPA Pool/ Getty Images
Министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс

Никаких неожиданностей не произошло — 47-летняя Лиз Трасс станет третьей в истории женщиной во главе британского правительства. В понедельник она была назвала лидером правящей в Великобритании Консервативной партии и уже завтра займет пост премьер-министра Соединенного Королевства.

Оппонент действующей главы МИД в борьбе за эти должности, экс-министр финансов Риши Сунак участвовал в гонке до самого конца, однако его шансы на победу были все-таки крайне малы. Еще в середине августа один из ведущих британских экспертов в области исследований общественного мнения по вопросам выборов Джон Кертис заявил, что помешать Трасс получить ключи от Даунинг-стрит, дом 10, может лишь грубейшая ее ошибка. Но и в этом случае вопрос он назвал решенным, а учитывая, что Трасс никаких оплошностей себе так и не позволила, особенной интриги не оставалось уже давно.

Сказать, что перед Лиз Трасс встанет сложная задача, — не сказать почти ничего. Проблемы, которые придется решать новому премьеру, столь же масштабны, сколь и трудноразрешимы. И в начале каждой из них можно поставить мрачную приписку "рекордные за десятилетия" — от роста цен на электричество, топливо, продукты питания до падения уровня жизни, реальных доходов, уровня инфляции, роста процентной ставки, которая тянет за собой ввысь ипотечные кредиты. К этому добавляется самое большое за шесть лет снижение курса национальной валюты и сложная геополитическая обстановка, вызванная противостоянием России и Запада на фоне конфликта на Украине. И словно вишенка на торте — предстоящая, видимо, в конце года экономическая рецессия и грядущие в 2024 году всеобщие выборы, на которых у консерваторов есть все шансы лишиться власти, которую они удерживают с 2010 года.

Тушите свет

"Новый премьер-министр Великобритании движется в направлении мира боли", — с таким заголовком 1 сентября вышла статья журнала The Economist, посвященная предстоящей смене правительства. Политически-экономический ландшафт, на фоне которого новый премьер должен прийти на смену Борису Джонсону, издание называет самым непростым в современной британской истории.  

Достаточно упомянуть лишь цены на электроэнергию. В 2019 году средний счет за электричество в стране составлял 1 254 фунта стерлингов в год (нынешний курс фунта — $1,15 за 1 фунт). С 1 октября 2022 года эта сумма, как ожидается, вырастет до 3 549 фунтов в год, что в три раза больше показателя трехлетней давности. К тому же мало кто надеется, что на этом рост цен остановится. Кроме того, по статистике, треть британцев уже сейчас — за месяц до повышения — испытывают сложности с оплатой счетов. По оценкам экспертов, к апрелю 2023 года цены могут достичь 7,7 тыс. фунтов.

Благотворительные организации предупреждают, что к январю следующего года 42% всех домохозяйств страны (12 млн, или 28 млн человек) не смогут нормально отапливать свои дома. А к 2024 году накопления закончатся у каждой пятой семьи в королевстве. Список предсказываемых бед можно продолжать очень долго.

Правительство еще при Джонсоне пообещало выплаты наименее обеспеченным семьям. Но сложность здесь в том, что повышение цен на свет, как ожидается, окажется куда существеннее, чем помощь из бюджета. И это поставит нового премьера перед необходимостью тут же объявить какой-то план, сообщить населению, что именно консерваторы намерены сделать для того, чтобы люди не замерзли в своих домах. Когда как недавно данный совет Бориса Джонсона британцам купить современные чайники за 20 фунтов, чтобы экономить по 10 фунтов в год, все же сложно воспринимать как продуманную стратегию по обеспечению энергетической безопасности.

Представить такой план Трасс пообещала в первую же неделю премьерства. Как простые британцы, так и экономические эксперты ждут его с большим нетерпением. Вероятнее всего, компенсации наиболее бедным британцам будут сохранены: по оценкам Института по делам правительства, это обойдется бюджету в дополнительные 23 млрд фунтов лишь этой осенью и в 90 млрд фунтов — в течение следующего года. Заморозить цены на нынешнем уровне, как то предлагает оппозиция в лице лидера Лейбористкой партии Кира Стармера, не вариант. Нагрузка на бюджет в таком случае оказалась бы еще больше — 40 млрд фунтов за полгода.

Впрочем, и тут ничего исключать нельзя. По данным The Times, Трасс теперь рассматривает возможность установиления некого предела цен для потребителей.

Снизить налоги вопреки

Может быть, перспектива состояния государственных финансов не представлялась бы столь плачевной, не построй Лиз Трасс, в отличие от Сунака, всю свою избирательную кампанию на обещаниях снизить налогообложение. Глава МИД пообещала уменьшать налоговое бремя британцев на 38 млрд фунтов каждый год. Как это будет сочетаться с необходимостью немедленной поддержки населения в нынешней кризисной ситуации, пока остается гадать.

Все это не очень нравится международным инвесторам, которые, видимо, немного скептично относятся к планам будущего премьера в сфере экономики. Доходность двухлетних государственных облигаций Великобритании подскочила в конце августа на 1,2 процентного пункта, до 3% — самого высокого уровня с 1992 года. То есть, сильно упрощая, можно сказать, что вероятность дефолта по британским обязательствам инвесторы теперь оценивают в 3%.  

Не добавляет британской экономике устойчивости и обваливающийся на фоне экономической и политической неопределенности курс фунта стерлингов. Впервые с момента референдума по Brexit он опустился ниже уровня $1,15, потеряв за август по отношению к американской валюте 4,5%. Некоторые эксперты уже вновь заговорили о возможном паритете с долларом.

Звонок Зеленскому

Между тем Лиз Трасс уже пообещала, что именно она сделает, как только переступит порог Даунинг-стрит, — позвонит президенту Украины Владимиру Зеленскому.

Это заявление не стало большим сюрпризом. В кабинете Бориса Джонсона Трасс была одним из главных ястребов, занимая, наверное, самую жесткую антироссийскую позицию. Не стоит удивляться, что во время избирательной кампании она последовательно ставила себе в заслугу введение самых жестких санкций в отношении России, а также наращивание поставок вооружений Киеву.

Будущий премьер, фото которой на танке а-ля Маргарет Тэтчер набрало в интернете большую популярность, считает, что конфликт на Украине завершится лишь с уходом оттуда России, и выступает против переговоров с Москвой. Она также обещает и дальше поддерживать Киев.

Вопрос в том, насколько эти заявления останутся предвыборной риторикой? Ранее газета The Sunday Times со ссылкой на неназванный источник в Министерстве обороны Соединенного Королевства сообщила, что финансовые возможности Великобритании по оказанию военной помощи Украине иссякнут до конца этого года. Помимо этого, у Лондона начинает заканчиваться вооружение, которое он может поставить Киеву.

Второй вопрос — как в такой ситуации Трасс намерена поднять расходы на оборону к концу десятилетия до заявленных 3% от ВВП? По оценкам лондонского Объединенного королевского института по исследованию вопросов безопасности и обороны (RUSI), выполнение этого предвыборного обещания к 2030 году потребует дополнительных 157 млрд фунтов. Без повышения налогов, например ставок НДФЛ или НДС, предупреждают они, изыскать эти средства не получится. Но близкие к Трасс источники и вовсе говорили о намерении снизить НДС с 20% до 15%, чтобы помочь британцам справиться с пробивающими все потолки ценами.

Еще одним вариантом для Лиз Трасс называется сокращение финансирования других государственных программ, прежде всего в социальной сфере. При этом в RUSI выразили мнение, что британцев будет непросто убедить согласиться на подобные меры. Даже несмотря на то, что в британском обществе сохраняется консенсус по необходимости поддерживать Украину.

В общем же, как подсчитала газета Financial Times, обещания Трасс могут к 2030 году привести к дыре в бюджете страны в размере 60 млрд фунтов.  

Без мандата от населения

Но возможно, что столько времени у Консервативной партии просто нет. Опросы общественного мнения показывают, что Лейбористская партия добилась самого большого отрыва в опросах общественного мнения от тори. Если бы выборы проходили сегодня, то оппозиция победила бы консерваторов с отрывом в 15 процентных пунктов (43% против 28%). На всеобщих выборах 2019 года за консерваторов отдали голоса 43,6% избирателей. Сейчас каждый десятый, кто три года назад высказал доверие тори, заявил, что готов дать шанс оппозиции, которая не находится у власти с 2010 года.

Не сильно обнадеживающе выглядят и опросы по поводу лично Лиз Трасс. Исследование, проведенное в конце августа компанией YouGov, показало, что большинство респондентов считают, что новый премьер будет менее эффективна почти во всех областях — от экономики в целом и борьбы с коронавирусом до решения конфликта на Украине и переговоров с ЕС по теме Brexit.

При этом 35% опрошенных полагают, что Трасс станет "ужасным" премьером, худшим со времен Маргарет Тэтчер (разве что наравне с Джонсоном) — это самый популярный ответ. Для сравнения: хорошего премьерства от нее ждут 10% опрошенных, а отличного — всего 2%. В целом 65% респондентов считают, что Трасс в отрыве от обычных людей (обратного мнения придерживаются 12% опрошенных), 50% называют ее вызывающей неприязнь (наоборот считают 18%), 45% — некомпетентной (доверяют ей 21%), 41% — слабой (сильной — 23%) и 40% — нечестной (верят в ее искренность 19%).   

Все это вкупе делает для Трасс более сложной задачу объявления досрочных выборов. Завтра она станет премьером автоматически, на том основании, что лидером правящей партии ее избрало большинство из около 172 тыс. тори (0,3% от всех британцев с правом голоса).

До этого и Тереза Мэй (с меньшим успехом), и Борис Джонсон (с большим успехом) созывали досрочные выборы и побеждали. Это давало им новый пятилетний срок, но, что важнее, — мандат на управление страной, полученный от всего населения.

У Трасс такого мандата, видимо, не будет, и получить его сейчас, как показывают опросы, крайне проблематично и рискованно. Но и без этого забот у премьер-министра немало. И за их решением население будет наблюдать этой зимой особенно пристально.