Новый роман Пелевина KGBT+: тайны мироздания, рэперы и уроки молодому поколению
Екатерина Писарева — о том, как писатель снова погружает читателя в альтернативный мир будущего
29 сентября в 20:22 на сервисе цифровых книг "Литрес" и во всех розничных книжных магазинах страны одновременно стартуют продажи нового романа Виктора Пелевина KGBT+. Специально для ТАСС шеф-редактор ГК "ЛитРес" Екатерина Писарева рассказывает, какие смыслы заложены в названии и чего в этот раз ждать от писателя.
Начнем с того, что за провокационным названием KGBT+ скрывается не то, о чем можно было подумать, глядя на разноцветный шрифт на обложке книги издательства "Эксмо". По сюжету KGBT+ — сценическое имя артиста, легендарного "вбойщика" ("вбойки" — аналог рэпа) Кея (в прошлом — Саловата), о жизни которого и пойдет повествование. Гениальный продюсер Люсефедор, стремясь сделать из него звезду, специально подобрал такую звучную аббревиатуру своему подопечному — аллюзия и на Комитет государственной безопасности, и на движение ЛГБТ, и даже на Кая (и Герду) из сказки Андерсона "Снежная королева", которую все еще помнят в "эпоху green power". Но давайте по порядку.
Если вам понравилась вселенная предыдущего романа Пелевина Transhumanism Inc., то обрадуем — действие KGBT+ происходит в ней же, и некоторые герои переходят из романа в роман. Пелевин снова погружает читателя в мир будущего, где элита правит всем из "баночного бессмертия", где человека без "баночных перспектив" (homo sapiens) зовут просто "гомиком", где существуют "хелперы-холопы" и боевые фемы, "зеркальные секретарши" и те, кто ими владеет.
Книга поделена на две части: повести "The straight man. Дом Бахии" и The late man. KGBT+. В первой говорится о прошлой жизни героя в образе офицера армии вторжения в Бирме в 40-е годы XX века. Отпрыск самурайского рода, японец, участвующий в военных действиях на чужой территории, знакомится с индийским монахом. Эта встреча (как это часто бывает у Пелевина) становится судьбоносным событием. Монах, оказавшийся в итоге самим Бахией, рассказывает герою о таинстве мироздания, о путешествиях между вселенными и перерождениях. Читатель, знакомый с фирменным стилем Пелевина, сразу же испытает дежавю: подобные рассуждения встречались во многих романах автора, от "Generation "П" до Transhumanism Inc.
Кажется, Виктор Олегович почти 30 лет пытается объяснить чуть ли не на пальцах, что такое колесо сансары и чем так интересен буддизм, но глубокого погружения все же не происходит
В финале повести офицер превращается в Сасаку-сана из новеллы "Поединок" (Transhumanism Inc.), а потом и в другого героя, зачатого на колесе обозрения в Парке культуры у случайной пары из "Свидетеля прекрасного".
Вторая часть представляет собой мемуары звезды из "эпохи green power" — того самого Кея, родившегося у людей, но заслужившего себе "баночное бессмертие", "таер" первого уровня. Он становится главным "вбойщиком" страны и делает оглушительные "врубы-перформансы" вместе со своей музой (а потом и возлюбленной) Гердой. Внимательный читатель сможет разобраться, чем отличаются "крэперы" и "мокрогоны" от устаревших рэперов, концерты — от стримов, а хорошие "врубы-откровения" — от плохих.
По ощущениям повесть The late man. KGBT+ пропитана горьким юмором уставшего от жизни человека, и чувствуется, как эта усталость растет от книги к книге. Но пока еще Пелевин находит в себе моральные и творческие силы шутить, высмеивать сам жанр мемуаров и историй успеха, разбавляя эпизоды мемами — уроками будущим поколениям. Всего их 22 — как скрытый привет 2022 году
То, что этот роман писался явно после февральских событий, очевидно. Например, там есть множество свойственных Пелевину аллюзий и пасхалок. Как главный комментатор реальности, Виктор Олегович не смог смолчать. Он поиздевался над психологом всея Руси Михаилом Лабковским и даже упомянул покойного Егора Просвирнина. Сомневаясь во всем, но оставаясь верным себе, Пелевин вновь раскритиковал всех: как закоренелых патриотов, так и либеральную повестку. Да, в его мире трансгуманизма вожди и бароны рулят всем из "баночного бессмертия," но парадокс в том, что даже бессмертие не гарантирует им того, что они не исчезнут.
Кроме социально-политических тем Пелевина явно волнует и любовно-лирическая. В этот раз его герой влюбляется в "зеркальную секретаршу", робота-убийцу и по совместительству его музу. С живыми и обычными женщинами у Виктора Олеговича все еще не складывается (как будто без нейрострапонов и модификаций они ему не очень интересны), хотя в этот раз он даже пытается философствовать на тему женской доли. "Вы когда-нибудь думали о том, что женщина — бессмертное существо?.. Когда она рожает, ее тело делится, и часть его уезжает в вечность. Помирает только женская личность, в реальности которой и так большие сомнения". Но без стеба все еще не получается.
Вообще, в мире будущего по Пелевину все еще осталось достаточное количество пережитков прошлого: иерархия, социальное расслоение, борьба за власть, бессмысленные убийства и гендерная дискриминация. И единственное, что как бы оправдывает все, — это счастье, которое все пытаются достичь. Но ироничный Пелевин пропагандирует "летитбизм" и намекает: единственное, что можно сделать, — это расслабиться и позволить всему случиться. У самурая будущего, как и у воина прошлого, все так же нет глобальной цели — есть только путь.