Не жалел о сбитом британце. Как летчик из вишистской Франции оказался в "Нормандии—Неман"
Дмитрий Хазанов — о четвертом и последнем в годы Великой Отечественной войны командире авиаполка "Нормандия — Неман"
После капитуляции Франции перед гитлеровской Германией французы, не сумевшие принять этого, предпринимали попытки добраться до советско-германского фронта, чтобы бок о бок с советскими людьми сражаться против гитлеровцев. Одним из них был летчик, военачальник, четвертый и последний в годы Великой Отечественной войны командир авиаполка "Нормандия — Неман" Луи Дельфино, со дня рождения которого сегодня исполняется 110 лет.
Становление на путь авиации
Луи Дельфино родился в Ницце. Когда ему исполнилось два года, семью настигло несчастье — на фронте Первой мировой войны погиб его отец. Мать Луи была женщиной сильной и властной, с юных лет формировала у сына желание отомстить германцам. Семья и раньше жила довольно бедно (отец был мастером-краснодеревщиком), а теперь ее положение и вовсе ухудшилось. При этом Луи Дельфино отличался дисциплинированностью, хорошими спортивными данными и демонстрировал успехи в точных науках. На таком фоне не представляется удивительным, что парень решил посвятить свою жизнь военной службе, выбрав, как он сам говорил, "новую кавалерию" — авиацию, которая уже считалась элитным родом войск.
В стремлении к своей цели ему пришлось преодолеть многочисленные трудности, насмешки сверстников из обеспеченных и знатных семей, но Дельфино все же смог в 19 лет выдержать экзамены и поступить в Особую военную школу Сен-Сир в пригороде Парижа. Это очень престижное учебное заведение основал еще в 1802 году Наполеон Бонапарт (существует и поныне, а среди воспитанников в разные годы было 11 маршалов Франции, три главы государства, включая будущего лидера Сопротивления генерала Шарля де Голля, а также другие командиры авиаполка "Нормандии" — майоры Жан Тюлян и Пьер Пуйяд). Окончив его с отличием, Луи Дельфино поступил в Авиационное училище. Квалификацию летчика разведывательной авиации он получил 27 июля 1934 года.
Успешно продвигаясь по службе, молодой офицер решил сменить специализацию, отдав предпочтение истребительной авиации. Так, в 1938 году старшего лейтенанта перевели в истребительную группу GC 1/4, расположенную в Реймсе. К августу 1939 года, когда ему присвоили звание капитана, Дельфино освоил новые типы машин, меткую стрельбу из них и высший пилотаж. Вторую мировую войну Луи Дельфино встретил в должности заместителя командира группы.
Военные годы
1 сентября 1939 года немецкие войска пересекли границу с Польшей. Связанные с ней обязательствами о помощи в случае агрессии, 3 сентября Париж и Лондон были вынуждены объявить войну Германии. Тем не менее активных боевых действий на Западном фронте не велось, несмотря на значительный перевес союзников, в том числе в авиации. Период "Странной войны" (3 сентября 1939 — 10 мая 1940) завершился, когда немцы начали широкомасштабные наступательные действия на территории нейтральных Бельгии, Голландии и Люксембурга, а затем, обойдя оборонительную линию Мажино, захватили почти всю Францию. Остатки англо-французской армии были вытеснены в район Дюнкерка, откуда поспешно эвакуировались в Великобританию.
Луи Дельфино сбил свой первый немецкий самолет Heinkel Не 111 на второй день "настоящей" войны. 17 мая он был переведен на позицию командира эскадрильи авиагруппы GC 2/9, затем в 76-ю эскадрилью Охраны парижского региона. После того как он сбил над столицей еще шесть самолетов противника, его наградили Военным крестом. Когда же Франция капитулировала, часть GC 2/9 стала одной из немногих, которую сохранили, а не расформировали. Так Дельфино продолжил военную службу в составе ВВС Виши в Дакаре (Западная Африка). С мая 1942 года он был заместителем командира авиагруппы GC 1/4, сражался в небе с англичанами. За поджог 12 августа одного из самолетов Великобритании получил пальмовую ветвь на Военный крест.
После перемирия, а фактически капитуляции французской армии 22 июня 1940 года территорию страны Адольф Гитлер разделил на оккупационную зону немецких войск и марионеточное государство, управляемое режимом из города Виши, к юго-востоку от Парижа. Коллаборационистов возглавил престарелый маршал Филипп Петен. Согласно подписанному соглашению, под контроль Германии переходил весь французский флот, который являл собой внушительную силу: семь линкоров, 18 крейсеров и 119 кораблей других основных классов.
Британцы хотели помешать этим планам, поскольку опасались усиления на море Германии, и провели операцию "Катапульта": 3 и 4 июля 1940 года Великобритания атаковала (или захватила) корабли вчерашнего союзника. Особо мощный удар пришелся по французской эскадре в порту Мерс-эль-Кебир неподалеку от алжирского Орана: корабли стояли на якоре, не имея возможности для маневра или рассредоточения, и значительная их часть в итоге ушла на дно. Французы тогда потеряли 1 297 человек.
Случившееся крайне негативно сказалось на настроениях французского общества и военных — шок, обида, унижение. Англичан стали воспринимать как врагов. Авторитет генерала Шарля де Голля, который являлся символом французского Сопротивления, призывал к бескомпромиссной борьбе с немцами и пребывал в тот период в Лондоне, резко упал. Авиация Виши начала оказывать гораздо более активное противодействие союзникам, чем до этого.
В конце сентября 1942 года произошла схватка на земле и в воздухе между вишистами и сторонниками генерала де Голля — попытка последних занять Дакар провалилась. Капитан Луи Дельфино принял участие в бою против соотечественников в составе ВВС, подчинявшихся Петену. Считается, что и позже о сбитом британском Wellington Дельфино не жалел, поскольку не мог простить англичанам их нападения.
Переход на другую сторону
Тем временем союзники накопили достаточно сил, чтобы 8 ноября 1942 года приступить к высадке в Северной Африке в рамках операции "Факел". Они смогли переманить на свою сторону генерала сил Виши Анри Жиро, оппонента де Голля. Также на сторону антигитлеровской коалиции вскоре перешли французские войска в Северной Африке — около 60 тыс. человек.
В январе 1943 года Шарль де Голль посетил Дакар, имевшаяся там авиагруппа присягнула на верность генералу, и ее временно перевели в Бамако, столицу французской колонии Мали. Так, и Луи Дельфино перешел на службу в ВВС "Свободной Франции", где его произвели в майоры и наградили орденом Почетного легиона. Новая же работа французского летчика состояла в подготовке экипажей для полетов и боевых действий на американских истребителях Airacobra. Однако англичане отказались принимать Дельфино на службу в Королевские ВВС, помня о его прошлом.
ВВС "Свободной Франции" начали формироваться еще в июле 1941 года из летчиков, которые в разное время бежали с оккупированной немцами территории.
Британцы крайне нуждались в квалифицированных кадрах для Королевских ВВС, однако вели жесткий отбор по политическим мотивам, требовали от кандидатов хорошего знания английского языка, в то время как генерал де Голль желал создать чисто французские подразделения и сам отдельно вербовал людей.
Авиабаза Раяк в Сирии стала центром ВВС "Свободной Франции". Силы накапливались.
Де Голль полагал, что верные ему части должны сражаться с фашизмом на всех фронтах и прежде всего — на советско-германском, главном фронте Второй мировой войны. Поэтому после согласования политических и технических вопросов группа французских добровольцев в конце ноября 1942 года отправилась в СССР. Так был сформирован отдельный авиаполк "Нормандия".
К декабрю 1943 года "Нормандия", которая уже трижды пополнялась, остро нуждалась в новых силах — в последнем бою, перед отведением полка в тыл на отдых, пали девять французских летчиков, а из первой группы в строю оставалось всего пятеро. В Туле их ожидала партия истребителей Як-9Т, вооруженных 37-миллиметровыми авиационными пушками. Перевооружение авиаполка позволило повысить результативность действий. Французы полюбили эту легкую и маневренную, но при этом хорошо вооруженную машину, часто вылетали на "свободную охоту".
Четвертая группа добровольцев, или, как говорили французы, "четвертая волна пополнения", которая прибыла в СССР в конце 1943 — начале 1944 года, принципиально отличалась от предыдущих: большинство ее летчиков не бежали из оккупированной Франции, а, как и Луи Дельфино, служили правительству Виши, участвовали в боях против Великобритании и даже французов де Голля. Первоначально предполагалось, что эта группа составит основу нового истребительного авиаполка "Париж", который вместе с "Нормандией" будет сражаться на советско-германском фронте, а Дельфино станет его командиром. Но так как на 25 октября 1943 года в "Нормандии" оставалось всего 25 летчиков, то командование решило пока не формировать новую истребительную часть, а пополнить за счет новых кадров уже действующую. Дельфино 12 ноября 1944 года назначили заместителем командира полка подполковника Пьера Пуйяда.
Большую помощь в работе Пьеру Пуйяду оказывал его заместитель майор Луи Дельфино. Этот энергичный офицер требовал от подчиненных точности, пунктуальности и быстроты при выполнении заданий, чем вызывал недовольство некоторых летчиков. Дельфино имел прекрасную подготовку как летчик-истребитель и был опытным инструктором-методистом. Используя опыт истребительной авиации советских ВВС, одним из первых он начал организованное обучение своего летного состава тактике группового воздушного боя, а также пытался узаконить систематическую и более полную подготовку к вылетам
Однако Пуйяд и Дельфино часто не ладили. В целом отношение "стариков" к "четвертой волне пополнения" было неоднозначным, а временами и вовсе враждебным (причем неприязнь сохранилась и в послевоенное время). Спустя ровно месяц после назначения Дельфино заместителем командира Пуйяд убыл на родину (ему надлежало после небольшого отпуска вернуться в СССР и сформировать смешанную авиадивизию "Франция"). Дельфино же возглавил "Нормандию".
К этому времени полк уже заслужил почетное наименование "Неманский" — присвоено 28 ноября 1944 года за боевые заслуги и мужество — и стал называться "Нормандия — Неман".
Под руководством Дельфино
За период с 12 января по 2 мая 1945 года летчики, ведомые Луи Дельфино, совершили 1,3 тыс. боевых вылетов. Общий счет сбитых вражеских машин авиаполком вырос на 67 (по французским документам, на 72), собственные потери увеличились на десять летчиков, что свидетельствует о напряженных боях с люфтваффе до конца войны. Сам Дельфино одержал на нашем фронте семь побед: три личные, три в паре и одну — звеном. 30 марта командующий 1-й воздушной армией генерал Тимофей Хрюкин вручил майору орден Красного Знамени, которым "Нормандия — Неман" был награжден за зимние бои. Окончательное официальное наименование французской авиачасти в советских документах стало звучать как "1-й отдельный истребительный авиационный Краснознаменный Неманский полк "Нормандия".
Свой последний самолет на советско-германском фронте "Нормандия — Неман" сбил 12 апреля 1945 года. Ведь Красная армия наконец окружила Кенигсберг (ныне Калининград), война приближалась к победному завершению. Однако немцы все еще не были сломлены — береговые батареи Пиллау (ныне Балтийск в Калининградской области) начали в тот же день обстрел нашего аэродрома в поселке Бладиау (ныне Пятидорожное). Несколько самолетов были разбиты на летном поле, но большинство нормандцев все же успели укрыться в окопе. Тем не менее один из самых молодых пилотов полка Жорж Анри и радистка погибли, а Луи Дельфино, который находился рядом с ними, уцелел. Всего же из 96 летчиков-французов, в разное время воевавших на советско-германском фронте в авиаполке "Нормандия", 42 погибли.
Дельфино перевел полк под Прейсиш-Эйлау (ныне Багратионовск), который стал последним аэродромом базирования "Нормандии" весной 1945 года.
Закончилась война, но не летная служба Луи Дельфино. Получив звание генерал-майора авиации 1 марта 1961 года, Дельфино принял на себя командование противовоздушной обороной Франции. В это время экономика Пятой республики находилась на подъеме, что позволило провести модернизацию сил ПВО. В январе 1964 года Луи Дельфино в очередной раз повысили, ему присвоили звание генерала воздушной армии и назначили генеральным инспектором военно-воздушных сил, что стало вершиной его военной карьеры.
В столь высоком офицерском чине он посетил Москву во главе французской делегации в мае 1964 года по приглашению Советского комитета ветеранов войны. Поводом послужило перезахоронение на Введенском кладбище неизвестного французского летчика, погибшего в июле 1943 года у деревни Каменка Орловской области (впоследствии выяснилось, что это был командир "Нормандии" майор Жан Тюлян). Торжественная церемония прошла в присутствии представителей Министерства обороны СССР, французского посла в Советской стране Филиппа Бодэ и других официальных лиц.
Луи Дельфино был награжден орденом Александра Невского от Советского Союза, в том же году он получил из рук первого президента Пятой республики Шарля де Голля Большой крест ордена Почетного легиона. Так Дельфино стал кавалером 12 орденов военно-воздушных сил и трех орденов армейского корпуса, не считая медалей. Его налет за время службы составил в общей сложности 4,5 тыс. часов.
Во время интервью для документального фильма дочери Дельфино Катрин и Натали отметили, что им он запомнился как строгий, прямолинейный, предельно честный, при этом с хорошим чувством юмора человек.
С ними он никогда не говорил о войне, своих фронтовых подвигах и об участии в делах "Нормандии". Некоторые подробности они узнали позже из рассказов сослуживцев. "Где бы ни был, чем бы ни занимался, он оставался солдатом, верным своему долгу", — сказали Катрин и Натали.
Позже Дельфино также занялся политикой, баллотировался от пропрезидентской партии, но проиграл на муниципальных выборах 1965 года.
11 июня 1968 года генерал скончался от разрыва сердца в возрасте 55 лет. В родной для Луи Дельфино Ницце был переименован бульвар Сент-Агат в его честь, а также названа улица в городе Драшенбронне (департамент Нижний Рейн).
Редакция не поддерживает употребление табачной продукции