Сообщив «урби эт орби» дату начала международной конференции по Сирии, генеральный секретарь ООН запустил обратный отсчет. По сути, главные спонсоры конференции -Россия и США - согласовали основные спорные моменты и через Пан Ги Муна сообщили всем заинтересованным и не очень сторонам, что конференция состоится, как футбольный матч, при любой погоде. Кто не успел, опоздал, не захотел прибыть на конференцию, тот будет принимать ее решения как есть.
И у США, и у России есть свои резоны, чтобы закрыть проблему. Соединенные Штаты сейчас находятся в довольно опасном и неустойчивом состоянии – их политика на Ближнем Востоке осуществляется с трудом и многими незапланированными потерями, хотя и в том направлении, которое намечено. Важнейший шаг сделан, договоренности с Ираном стали реальностью. Но пока это первый шаг, и противники нынешней политики делают и будут делать все возможное, чтобы ликвидировать угрозы, исходящие для них со стороны этой политики.
Буквально перед конференцией в Женеве, по сведениям ливанского «Аль Хадас», руководитель саудовских спецслужб принц Бандар бин Султан встречался с французским президентом и израильским премьером. И сразу же французская делегация на решающей встрече проявила принципиальность и чуть в итоге не сорвала подписание важнейших для США документов. Провокация в Восточной Гуте в августе поставила Соединенные Штаты на грань не нужного им военного конфликта, который с трудом был ликвидирован договоренностями по химическому оружию.
Именно поэтому США активно торопят сирийцев и ОЗХО (Организация по запрещению химического оружия), чтобы ликвидация оружия прошла в максимально сжатые сроки. Обаме нужно побыстрее закрыть эту страницу, чтобы упорные саудиты не сумели напоследок устроить еще одну провокацию, которая может вновь поставить под вопрос его новую политику в регионе. Ничем иным нельзя объяснить инициативу Штатов, когда они предлагают уничтожить химическое оружие Сирии на своем корабле, по сути, взять на себя все расходы по его ликвидации. Лишь бы скорее.
Соглашения по Сирии не имеют теперь для Обамы принципиального значения. Теперь Иран фактически назначен смотрящим за регионом Ближнего Востока, снимая с Америки проблемы его безопасности. Конференция по урегулированию в Сирии должна зафиксировать этот факт и развязать руки иранцам в запуске процессов, которые приведут к краху политических противников Обамы в регионе в том случае, если они откажутся признавать новую реальность.
Требование ухода Башара Асада направлено на срыв "Женевы-2"
При этом очевидно, что Израиль для США остается неприкасаемым. Ликвидация химического оружия Сирии резко повысила шансы Израиля выстоять в противостоянии с Ираном, а взятие под плотный контроль его ядерной программы окончательно снимает любые рациональные страхи израильтян. С иррациональными они должны помочь себе сами, уже без Обамы.
А вот судьба династии Саудов, похоже, перестает беспокоить Обаму. Более того, Королевство в Египте посмело поставить США в крайне сложное положение, пойдя на сделку с Россией. Это уже привело к новому шквалу критики со стороны республиканцев и противостоянию внутри внешнеполитической команды Обамы. Как раз по египетской проблеме стал очевидным раскол между группой Керри-Хейгела и группой «ястребиц» Сьюзан Райс и Саманты Пауэр. Обе группы влиятельны, поэтому политика США по Египту оказалась практически парализованной.
Чем быстрее США пройдут через «Женеву-2», тем более уверенней будет чувствовать себя Обама, перед которым уже начинает маячить не менее сложная и существенная проблема вывода войск из Афганистана и переконфигурирования нового региона, теперь уже Среднего Востока. Зависнув на Ближнем Востоке, Обама будет катастрофически опаздывать в темпах, что поставит под угрозу дальнейшие внешнеполитические планы.
Для России складывающаяся ситуация выгодна и удобна – ее усилия по сохранению Сирии как единого и независимого государства, дружественного нашей стране, могут в ближайшем будущем завершиться если не победой, то чем-то, очень похожим на нее. Пока есть правительство Асада и воюющая с ним оппозиция, Россия не может оказывать действенную помощь властям Сирии, не опасаясь обвинений во вмешательстве во внутренние дела страны и гражданский конфликт. После конференции, когда будет решен вопрос о власти – важнейший вопрос всей встречи, Россия получит легитимное право оказать любую помощь легитимному теперь правительству Сирии и обеспечить свое присутствие в этом критически важном для нас регионе.
Российское руководство тоже с большой тревогой следит за ситуацией в районе АфПака и тоже хочет побыстрее завершить сложные переговоры по Сирии, чтобы высвободить свои ресурсы и возможности для работы в регионе бывшей советской Средней Азии, не менее тревожном для нашей безопасности. Не зря сейчас многие российские ведомства ориентируют на более плотную работу в нем. Буквально недавно ФСКН провела масштабную операцию совместно с афганскими коллегами по пресечению наркотрафика на территории Афганистана. Но все понимают, что безопасность региона – это системная задача, которую не решить точечными, пусть и масштабными операциями отдельных спецслужб. Нужно фиксировать подвешенную до сих пор ситуацию в Сирии, запускать будничную работу по ликвидации последствий войны и переключаться на другое направление.
Единство задач и подходов по сирийскому вопросу и предопределило согласие между Россией и США, которое вылилось в дату проведения конференции. Нет никаких сомнений, что в один раунд она не закончится, но на данном этапе важно запустить процесс и не дать ему сорваться.