Взятие в начале января Фаллуджи – стратегически важного города в Ираке – стало значительным успехом боевиков ИГИЛ – Исламского государства Ирака и Леванта.
Вместе с тем, в Сирии позиции ИГИЛ слабеют. Терпя поражение в войне с баасистским режимом, а также с другими отрядами сирийской оппозиции, боевики ИГИЛ стягиваются в «суннитский треугольник» между Сирией, Ираком и Турцией, чтобы затем с новой силой продолжить наступление на светские и шиитские режимы Ближнего Востока. То, что происходит сейчас в Ираке и Сирии, является признаком стратегической перегруппировки сил суннитских радикалов в районе «Плодородного полумесяца», протянувшегося от Ливана до Ирака.
Корни создания ИГИЛ (Даулят аль-Ислам Ирак уа Шам) следует искать в суннитских районах Ирака, где вскоре после американской оккупации в 2003 году иорданец Абу Мусаб Аз-Заркави учредил региональное отделение «Аль-Каиды». После его гибели в 2006 году в результате американской бомбардировки новым эмиром движения стал Абу Омар Аль-Багдади, который и провозгласил Исламское государство Ирака (ИГИ). Несмотря на гибель Багдади и других лидеров ИГИ, это образование сохранило основные структуры. «Вторую жизнь» этому движению дала гражданская война в Сирии.
Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) появилось на сирийском театре боевых действий в 2012 году в результате слияния иракских и сирийских суннитских группировок, оно стремительно поставило под свой контроль значительную часть районов Сирии, занятых до этого умеренной сирийской оппозицией. Главным союзником ИГИЛ в Сирии стал фронт «Ан-Нусра», состоящий из сирийских и международных джихадистов.
В январе наступившего 2014 года столкновения боевиков-суннитов из ИГИЛ, а фактически членов Аль-Каиды, с другими отрядами сирийской оппозиции вспыхнули с новой силой. Положение боевиков непростое – они должны одновременно сражаться с правительственными армиями Сирии и Ирака, а также с курдскими формированиями и умеренной сирийской оппозицией. Совершенно очевидно, что боевики-сунниты не смогут дальше продвинуться к Багдаду и шиитским районам Ирака, подконтрольным правительству Аль-Малики. На западе они не смогут сломить позиции сирийской правительственной армии, а на севере им противостоят сильные отряды курдских ополчений «пешмерга». В результате подразделения ИГИЛ, их сирийских союзников из фронта «Ан-Нусра» и международных джихадистов оказываются блокированными на территории восточного Ирака и западной Сирии. Это означает, что в ближайшей перспективе надеяться на победу в регионе «Плодородного полумесяца» они не могут, хотя и получают значительную поддержку от стран Персидского залива и международного джихада. Однако упорство, с которым боевики ИГИЛ продолжают борьбу, подтверждает, что они делают ставку на стратегическую перспективу – победу радикального суннитского Ислама если не во всем мусульманском мире, то в своем отдельном регионе. И собственное самопровозглашенное государство в треугольнике между Сирией, Ираком и Турцией дает им необходимое время для передышки. Они будут ждать, пока под новым напором исламской оппозиции не рухнут правительства Ирака, Сирии и Египта.