Исторически норма, разрешающая ввозить посылки для личного пользования стоимостью не более €1 тыс. в месяц, весом не более 31 кг и суммы за доставку 5 тыс. руб., пришла к нам вместе с Таможенным союзом (до этого в стране существовало то же самое, но в иной обертке — ввозить можно было посылки на сумму не более 10 тыс. руб. в неделю). При чем здесь таможенный союз?
А при том, что на момент объединения трех стран в Таможенный союз такая норма существовала в Казахстане. И объединившиеся государства дружно решили принять за норму «верхнюю планку».
О новых открывшихся возможностях потребитель узнал не сразу. Ему забыли об этом громко сообщить. Поэтому раскручивалась трансграничная торговля в стране не быстро.
Известно, что в 2011 году, например, из-за границы было получено (здесь и далее данные таможни) 5,6 млн посылок. В 2012 году, однако, их стало «вдруг» 22,5 млн, а в 2013 году — уже 38 млн посылок.
Относительно числа покупателей источники расходятся, но оценка колеблется в диапазоне от 4 млн до 6 млн человек. Весь потенциал этого рынка, как принято было думать раньше, исчерпывался теми 6% населения страны, которые владеют иностранными языками. Но «хитрые» иностранные продавцы наловчились переводить свои сайты на русский язык, вовлекая в свои сети все больше и больше русскоязычного народа.
Цены в зарубежных интернет-магазинах отличались от цен в отечественной торговле иногда в несколько раз, а норма в €1 тыс. позволяла потребителю попробовать многое…
Первый вал заказов (что кажется вполне логичным) пришелся на технику. Покупатель стал массово скупать гаджеты всех видов и сортов. Однако в конце первого квартала прошлого года он заметно снизился. Выяснилось, что кроме хорошей цены неплохо было бы еще иметь гарантийные обязательства, сервисную поддержку и инструкцию (или хотя бы сайт производителя) на понятном языке.
Осенью произошел второй, хотя и не столь резкий, откат клиентов. Оказалось, что одежду тоже удобнее покупать в России. Главной причиной для этого покупатели посчитали облегченный режим возврата (в обмен на возврат денег) не понравившегося или не подошедшего товара.
Тем не менее за рубежом покупают. И будут покупать.
В 2013 году цена в качестве ведущего мотива по-прежнему лидирует, но соотношение между первым и вторым факторами быстро сокращается.
Средний портрет потребителя выглядит так: горожанин (как правило, житель мегаполиса) 20-45 лет, не обремененный излишним достатком, уверенно пользующийся интернетом, хоть немного знающий английский или как минимум способный воспользоваться онлайн-переводчиком.
Понятно, что если беспошлинный порог будет снижаться, то речь уже не сможет идти о норме «за период», так как основная мотивация для изменения порога заключается не столько в «честной конкуренции отечественных интернет-магазинов с иностранными», «избавлении рынка от незаконных предпринимателей с "серым" импортом» или даже «улучшении собираемости налогов», а в том, что таможня, оказывается, не может контролировать норму в €1 тыс. за месяц.
Это означает, что нормы «в месяц» больше не будет. Остается норма «за посылку». Ее и предлагается ввести — €150 за одну посылку. Превышение — штраф... То есть, простите, пошлина в размере 30%. Как это делается в странах ЕС (там каждая страна устанавливает собственные пошлины, единого норматива нет).
Там такие заградительные пошлины устанавливаются для того, чтобы поддержать отечественных производителей. И никто и никогда не устанавливал пошлины для поддержки отечественных перепродавцов.
Признаться, сначала я подумал, что величина пошлины такова, что она спасет перепродавцов гаджетов, например. Но умеющие считать люди подсказали, что даже при таком раскладе iPhone от отечественного продавца может быть значительно дороже купленного за рубежом.
Впрочем, если рынок электронных устройств еще хоть как-то будет защищен, рынок одежды, по мнению отечественных продавцов, ожидают времена посложнее — €150 при нынешнем среднем чеке 3,3 тыс. руб. закроет 80% их ассортимента.
Возможно, прессинг низких зарубежных цен почувствуют на себе даже супергиганты (из числа бывших каталожников), поддерживающих в России тот же уровень цен, что и в их каталогах в Германии или Франции.
Но для отечественной торговли есть несколько обнадеживающих фактов.
Например, 75% людей, ставших интернет-шоперами благодаря зарубежным покупкам, в течение года делают затем покупки и у отечественных продавцов. То есть наши продавцы, не предпринимая никаких дополнительных усилий, получают самое ценное — около 3 млн покупателей в год. Дополнительно.
Конкуренции на нашем рынке как не было раньше, так нет и до сих пор. Никакие «иностранцы» нас пока толкаться локтями на внутреннем рынке не заставляют, у наших продавцов пока еще далеко не исчерпаны возможности для экстенсивного роста.
Затем покупатель иностранных товаров, как мы уже говорили выше, взял более или менее заметный курс на товары, которых наш продавец ему не предлагает. Это тоже дает отечественному ритейлу возможность для маневра.
Ну и, наконец, главный неисчерпанный (и неисчерпаемый) ресурс — каждому вполне по зубам совершенствовать собственный сервис. Выращивать своих собственных лояльных клиентов. Заниматься торговлей как искусством.
Правда, сдается мне, что часть отечественных продавцов, почувствовавших вкус административного ресурса (благодаря чему, собственно, началась эта «запретительная история»), самосовершенствоваться не захотят.
Сами понимаете — смысла нет, если покупателя можно просто заставить покупать там, где сказано.
Но можно попробовать предсказать, добьются ли авторы ограничений трех заявленных целей — повышения собираемости налогов (в нашем случае — таможенных пошлин), избавления рынка от незаконного предпринимательства «серого-черного» товара и создания равных условия для конкуренции отечественных и зарубежных интернет-магазинов.
По первой задаче сама постановка ее — «ограничить ввоз, чтобы собирать больше налогов» — способна поставить в тупик. Перестанут привозить, с чего тогда вообще будем налоги-то собирать?
При существующей сегодня средней стоимости покупки в зарубежном интернет-магазине в $45, рубеж в €150 будет покоряться нечасто. Но ужасы, которые приходится пережить человеку, «попавшему» на пошлины (это «хождение по мукам» достойно отдельного описания), наверняка не добавят энтузиазма покупателям, которые будут тщательно следить за тем, чтобы «не перебрать» в цене покупки.
То есть никакого повышения сбора пошлин здесь ждать не приходится.
Но там и средняя покупка не $45, а около €100, потому что основной поток товаров идет не из Китая и США, как у нас, а из дорогущей Европы.
Теперь о «сером», черном рынках и незаконном предпринимательстве.
Главный аргумент рассказчиков о том, что международная торговля является главным источником контрабанды, — это разошедшийся по органам власти ролик, на котором мы видим человека, стоящего в неком помещении и размахивающего пачкой бумажек.
Из комментария к тексту мы узнаем (на самом ролике этого не видно), что человек — незаконный предприниматель, помещение — это почта, а кипа бумаг в его руках — это кипа квитанций на получение посылок. Выписанных на окрестных бабушек. Далее незаконный предприниматель, видимо, получит незаконный товар и незаконно его использует — с целью перепродажи и получения незаконной прибыли.
В предыдущей колонке на эту же тему, которая состояла исключительно из цифр, мы пытались найти «контрабандистов», но сделать этого не удалось.
Но мы-то хотим, чтобы их вовсе не было...
Между тем «новый формат» дает потенциальным злоумышленникам чрезвычайные преимущества перед ныне действующим. К примеру, позволяет заказывать в свой адрес неограниченное количество посылок. Получай ежедневно хоть тысячи электрочайников. Или платьев. Следи только, чтобы цена посылки не превысила €150.
Так что, если в стране реально существуют «злоумышленники», они этим, без сомнения, воспользуются.
Только, пожалуйста, не спрашивайте меня, почему в Германии не пользуются, а у нас вдруг станут.
Ответить на этот вопрос я не смогу. По мнению авторов идеи «закручивания гаек» (интернет-магазинщиков, между прочим), интернет-торговля в стране сегодня — бизнес сам по себе криминальный.
Я вот так не думаю. Наверное, у нас круг общения разный, что ли...
Теперь о «честной конкуренции». Идеологи «запретительных мер» предполагают, что ограничения на прямые продажи из-за рубежа создадут равные условия для конкуренции отечественных и зарубежных интернет-магазинов. Мол, мы платим налоги, у нас тут персонал, склады и т. п., а они пришли на все готовенькое и т. п.
Видимо, нам надо думать, что там, у себя, пресловутые иностранные интернет-магазины налогов не платят, персонал не держат и складов не имеют.
Вообще-то, это хорошая стартовая позиция для разговора с государством о том, почему у нас занятие бизнесом обходится настолько дороже, чем за рубежом, что мы становимся неконкурентоспособными.
Теперь вопрос: что изменится для отечественных интернет-магазинов после введения новых правил?
Иностранные посылки как шли, так и будут идти. Их рост не замедлится. Скорее, даже несколько вырастет в сравнении с прошедшим годом. Цены в иностранных интернет-магазинах не вырастут до уровня отечественных, и покупатель по-прежнему будет искать, где дешевле. Приток же иностранных интернет-магазинов на наш рынок, скорее всего, увеличится.
Кому от всех этих перемен будет хорошо?
Государству точно не будет, так как мы выяснили, что дополнительными доходами в казну здесь и не пахнет. Даже минусы есть: госпредприятие «Почта России», почти монополист (около 95%) на рынке международных перевозок и крупнейший в стране работодатель, станет меньше зарабатывать, потому что международные посылки — весомая часть их доходов.
Бизнесу тоже нет. Для него в лучшем случае ничего не изменится — ни для отечественного, ни для иностранного.
Покупателю? Ну, с покупателем-то как раз все ясно. Ему точно будет хуже. Его снова заставляют выкручиваться, быть бдительным и осмотрительным. В отличие от всех других фигурантов истории, с понижением таможенных пошлин для него все происходящее чувствительно и даже оскорбительно, потому что это наступление на его личный кошелек.