20 мая 2014, 10:59
Мнение

Дирижабли для России

Думается, что для страны с такой географией, как наша, внутренняя потребность в дирижаблях будет очень высока в логистике и перевозке грузов

Всего через несколько лет, при жизни нынешнего поколения, мир транспорта ждут большие потрясения.

Вся нынешняя транспортная инфраструктура, которая складывалась веками, претерпит колоссальные изменения. Причиной этих перемен станут дирижабли.

Да, эти мастодонты из романтического периода освоения неба человеком возвращаются. Сегодня об этом можно говорить как о свершившемся факте. Более двух десятков стран, представляющих интеллектуальную и экономическую мировую элиту, занимаются сейчас созданием современных дирижаблей.

Наверное, грамотнее называть современные дирижабли гибридными дирижаблями - этот термин используют специалисты, так как современная концепция предусматривает строительство дирижаблей, совмещающих в себе функции просто дирижабля, самолета и вертолета (а иногда и корабля), но само слово "гибрид" применяется в наше время слишком широко, поэтому удобнее будет в дальнейшем использовать просто слово "дирижабль" в современном значении, подразумевая, что речь идет о гибридном дирижабле.

Итак, что изменилось со времен легендарного "Гинденбурга"?

Сейчас, благодаря технологии сжатия гелия, дирижабль способен самостоятельно осуществлять посадку в любой точке, в том числе и вне специально подготовленных площадок

Очень многое. Проще будет сказать, что осталось. А осталось использование подъемной силы газа, который легче воздуха. Но если раньше это был небезопасный водород, то теперь безопасный гелий. Что же касается той революционной новации, которая позволила человечеству вновь вернуться к вопросу о строительстве этих воздушных кораблей, то ею стала посадка.

Действительно, дирижабли прежней эпохи самостоятельно осуществлять посадку не могли. "Гинденбург", например, притягивали вниз и привязывали к причальной мачте за сброшенные экипажем причальные концы 400 человек. Сейчас благодаря технологии сжатия гелия дирижабль способен самостоятельно осуществлять посадку в любой точке, в том числе и вне специально подготовленных площадок. Отсюда его полная автономность, сохранность груза и пассажиров.

К главным преимуществам дирижаблей относится их экономичность. Ни один из существующих видов транспорта не способен конкурировать в этом с дирижаблем. А из видов транспортировки наиболее сопоставим по цене, пожалуй, разве что сплав леса по реке.

Очень важный для перевозок фактор - практическая непотопляемость дирижабля. В свое время их строительство было прекращено после нескольких катастроф, связанных в основном с возгоранием водорода. Как мы уже отмечали выше, гелий не горюч. А современные средства навигации, авионика и двигатели делают дирижабль практически неуязвимым. Даже в случае утечки гелия дирижабль будет терять плавучесть очень медленно, что позволит ему в любой момент осуществить посадку.

Наверное, важно отметить и экологичность этого транспорта будущего. По уровню загрязнений и шума дирижабль правильнее сравнивать с городским автобусом, чем с известными нам летательными аппаратами.

Очень важным является то, что дирижабль не требует специальной инфраструктуры (в отличие от других видов транспорта) - аэропортов, железных дорог, морских портов. Он в состоянии совершить посадку для погрузки-разгрузки в любой точке земли, где найдется подходящая по размеру площадка, то есть практически у любого склада или грузового хаба.

Важно и то, что дирижабль всепогоден, устойчив в любых температурах, на него в меньшей степени, чем на существующую авиацию, распространяются погодные ограничения. Так как речь, напомню, идет о гибридных дирижаблях, то есть аппаратах тяжелее воздуха, то ветер - бич дирижаблей эпохи первой половины прошлого века - не препятствие для передвижения, а всего лишь требующий учета фактор.

Сегодня специалисты рассматривают варианты оснащения дирижаблей двумя или четырьмя дизельными разновекторными двигателями, в качестве движителя предполагается использовать винт.

Это, по мнению разработчиков, обеспечит дирижаблю крейсерскую скорость 150-180 км/ч.

Учитывая очень высокую степень автономности дирижабля (от 6 тыс. до 10 тыс. км), перелет, например, из Москвы во Владивосток займет менее трех суток (по сравнению с шестью сутками езды на поезде).

Ни один из существующих ныне способов «преодоления магистрали» не сравнится с дирижаблем по скорости и экономичности

Области применения дирижаблей чрезвычайно разнообразны. Каждый из разработчиков фокусируется на одной или нескольких сферах применения. Но думается, наиболее высокая потребность будет в "воздушных грузовичках" - дирижаблях для контейнерных или, скорее всего, палетных перевозок грузоподъемностью от 50 до 200 тонн.

Ни один из существующих ныне способов преодоления магистрали не сравнится с дирижаблем по скорости и экономичности.

Внедрение даже нескольких десятков дирижабельных маршрутов приведет к тем самым революционным изменениям в мировой логистике. Чрезвычайно перспективна также и идея использования дирижаблей для монтажа и перевозки тяжеловесных и негабаритных предметов.

Не оставляют создателей "летающих китов" и мысли о пассажирских перевозках. Да, дирижабль уступает самолету, но резко превосходит его в комфортабельности. О том, что такое путешествие будет очень экономичным, мы помним. Так что, думается, у этой идеи тоже найдутся свои поклонники.

К идее пассажирских перевозок примыкает и идея строительства "воздушных яхт". При этом в отличие от морских судов такие яхты не будут ограничены акваторией морей и океанов. Вполне рабочей идеей является использование дирижабля в качестве спутника связи - для подачи интернета. Для этой цели уже разрабатываются беспилотники, которые будут барражировать в стратосфере.

О способах применения дирижаблей можно говорить довольно долго, но самый насущный вопрос: когда это будет реализовано? По моему мнению, наиболее близок к реализации проект американской фирмы "Аэроскрафт". Их "воздушный грузовичок" (66 тонн) уже построен, хоть и осуществляет пока только облеты ангара.

Дело в том, что законодательство довольно медленно поворачивается лицом к проблеме. Ожидается, что только в 2015 году в Летный кодекс США будут внесены изменения (они стоят в плане) и дирижабль сможет осуществлять полноценные полеты. А в 2016 году американский инженер Игорь Пастернак, автор этого дирижабля, намерен запустить его в серийное производство.

В России есть собственные разработки гибридных дирижаблей, есть отличные инженерные кадры и база для собственного производства

Выскажу свое суждение (многим специалистам оно наверняка придется не по душе, но все же), что остальные разработчики пока отстают от "Аэроскрафт" минимум на несколько лет.

В России есть собственные разработки гибридных дирижаблей, есть отличные инженерные кадры и база для собственного производства. Думается, что для страны с такой географией, как наша, внутренняя потребность в дирижаблях будет очень высока.

Наше отставание от американских коллег не навсегда. Более того, у России есть (правильнее будет сказать, пока все еще есть) некоторые шансы стать одним из лидеров мирового дирижаблестроения.

Что для этого нужно сделать?

Наверное, то же самое, что делалось в 1930-х годах в авиастроении. Объявить конкурс на создание дирижабля под заданные параметры, отобрать пять-семь проектов. Это в ближайшей перспективе три-четыре ОКБ. Производственная база с квалифицированными кадрами в стране все еще есть…

Старт этой работе может дать госфинансирование с обязательной последующей приватизацией. При этих условиях лет через семь-десять в небе страны появится много отечественных дирижаблей, хороших и разных. Думаю, и спрос во всем мире будет велик.

Пытливый читатель, разумеется, при слове "госфинансирование" встрепенется и скажет: "А как же коррупционная составляющая?" На этот очень важный вопрос у меня нет ответа. Знаю только, что клептократы приходят и уходят, а страна остается.

И если не озаботиться вопросами дирижаблестроения сейчас, то через год-другой мы уже отстанем навсегда.